Цифровые двойники знаменитостей используются для рекламы розыгрышей и лотерей, сообщает Telegram-канал «Борьба с киберпреступностью|F6». Ссылка с красочного рекламного ролика, где звезды предлагают принять участие в азартной игре, ведет на ресурс с картинкой, на которой изображены коробочки с призами. Именно их и предлагается открывать жертве мошенничества.
Как правило, первые две попытки оказываются неудачными, а следующая объявляется победной – якобы участник лотереи выиграл денежную сумму в валюте. Для получения приза игроку предлагают ввести данные своей банковской карточки. Но каждый раз происходит сбой, а сумма, которую с него снимают под предлогом конвертации валюты, растет. В итоге человек лишается денег, а данные его карты попадают к мошенникам и могут быть использованы для дальнейшего воровства средств.
Лидер проекта «Содействие развитию общества», эксперт Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Антон Лукаш уточняет, что лотереи с участием «звезд» – лишь один из возможных сценариев обмана. Аналогичные методы применяются в фейковых благотворительных акциях, политических призывах или «эксклюзивных предложениях».
И такие схемы редко ограничиваются одной страной.
Дипфейки с внешностью звезд при современном уровне развития цифровых технологий могут выглядеть очень убедительно, распознать такую подделку сможет лишь очень внимательный зритель. С психологической точки зрения, образ популярного человека вызывает доверие, у многих срабатывает принцип «знакомое – значит, безопасное».
По словам волгоградского эксперта в сфере информационной безопасности, за подобного рода преступлениями часто стоят структуры украинских Центров информационных психологических специальных операций (ЦИПСО), которые используют кибермошенничество в качестве инструмента ведения гибридной войны.
Цель таких акций – не только воровство денежных средств, но и дестабилизация общества. Во-первых, лишившийся денег человек становится относительно легкой мишенью для вербовки и шантажа. Во-вторых, происходит подрыв доверия к государственным институтам: организаторы мошеннических атак надеются, что в какой-то момент их деятельность вызовет у людей апатию и массовую психологическую усталость.
Антон Лукаш предупреждает: любой контент с призывами перевести деньги или поделиться данными должен проверяться через официальные каналы связи. Оптимальной реакцией на него должно являться тотальное недоверие. И это не паранойя, а элементарная цифровая гигиена.
Новая волна мошенничества представляет собой самый настоящий системный вызов, требующий пересмотра концепции доверия в цифровую эпоху, считает лидер проекта «Содействие развитию общества».
«Бесплатный сыр по-прежнему остается в мышеловке, но сама мышеловка теперь выглядит как голографический проектор», – заключает эксперт.