Самозапрет на кредиты по сути своей является механизмом защиты от мошенничества. Его цель состоит в том, чтобы сделать человека неуязвимым перед аферистами, сохранить в безопасности его деньги и защитить от проблем, включая возможные судебные разбирательства. Причем виды запрета можно установить по своему усмотрению: на какую-то разновидность кредита или на способ его получения – при обращении в офис или дистанционно, либо полностью исключить возможность займа.
Здесь важно отметить, что самозапрет не распространяется на ипотечные кредиты, автокредиты под залог машины и образовательные кредиты, деньги по которым сразу перечисляются в вуз или колледж.
Заслон для мошенников действует бессрочно, и отменить его может только тот, кто поставил. Новый защитный механизм стал доступен с 1 марта, пока установить его можно только через «Госуслуги». При обращении в многофункциональные центры (МФЦ) задействовать самозапрет на кредиты можно будет уже с 1 сентября этого года.
Мошенники отреагировали на появление этой функции соответствующим образом – уже появилась схема для ее обхода.

По словам Антона Лукаша, киберпреступники выходят на связь с ничего не подозревающей жертвой и сообщают ей о том, что самозапрет установлен некорректно, в связи с чем требуется произвести его переустановку. А затем присылают ссылку на сайт, часто внешне малоотличимый от портала «Госуслуги».
Пройдя по этой ссылке, человек вводит логины, пароли, коды доступа, завладение которыми и является целью мошенничества. С этого момента преступники получают контроль над аккаунтом «Госуслуг» – это дает им возможность снимать средства, отменять самозапрет, брать кредиты и даже распоряжаться недвижимостью.
Чтобы не стать жертвой мошенников, Антон Лукаш призывает взять за основу одно простое правило: никогда не передавать кому-либо свои цифровые данные.
«Любые запросы на ввод каких-либо цифр – паролей, кодов, номеров счетчиков, дат – через СМС, мессенджеры или звонки должны незамедлительно сработать как стоп-сигнал, – говорит волгоградский специалист в области кибербезопасности. – Даже нейтральные на первый взгляд запросы могут маскировать кражу данных».
Первое, что нужно сделать в таком случае, – немедленно прервать контакт с собеседником, положить трубку или прекратить общение в мессенджере или соцсети. Затем следует выдержать паузу в течение 90 секунд – этого будет достаточно для того, чтобы снизить эмоциональный накал. Окончательно успокоиться и вернуть себе трезвость мышления поможет звонок близкому другу или родственнику, с которым можно обсудить ситуацию, в которой вы оказались.

Следующим шагом должно стать обращение в МФЦ и банк напрямую для проверки, а также сообщение о попытке мошенничества в правоохранительные органы и на портал «Госуслуги».
Осторожность и понимание того, чем чреваты общение с неизвестными и передача им персональных данных, являются основной защитой от таких схем мошенничества.
«Положить трубку – не грубость, а необходимость. Ваша безопасность дороже мнимой вежливости», – подытожил Антон Лукаш.