Штрафы взлетают, пристегните ремни
Существующие штрафы почти утратили сдерживающий эффект, говорят эксперты.
«В последний раз санкции против водителей, нарушающих правила дорожного движения, пересматривались в 2013 году, и их значимость "съела" инфляция, – говорит кандидат юридических наук Олеся Казаченок. – Штрафы выросли вполне закономерно».
В декабре 2024 года Государственная дума в третьем чтении приняла закон об увеличении штрафов ГИБДД. Речь идет, прежде всего, о самых распространенных и опасных нарушениях правил дорожного движения: превышении скорости, управлении автомобилем в нетрезвом виде и использование телефона за рулем. По оценкам специалистов, именно эти действия составляют 75% всех нарушений ПДД.
С 1 января 2025 года телефонный разговор за рулем будет стоить 5000 руб. В эту же сумму обойдется любое другое использование гаджета во врeмя управления автомобилем – будь то поиск информации в интернете или общение в мессенджерах.
Штраф за проезд на красный свет в первый раз составит 1500 руб., совершивший такое нарушение повторно заплатит в 5 раз больше – 7500 руб.
Для любителей «погонять» превышение скорости от 20 до 40 км/ч наказывается штрафом в 750 руб., более серьезный разгон – от 40 до 60 км/ч – уже 1500–2250 руб.
В разы вырос штраф за повторную езду без полиса ОСАГО – с 800 руб. до 3000–5000 руб. С 1000 до 1500 рублей вырастет штраф за непристегнутый ремень.
Ужесточаются санкции за «пьяную» езду: вместо 30 000 руб. штраф составит 45 000. Плюс, как и ранее, нарушитель лишается водительских прав как минимум, на полтора года. В эту же сумму – 45 000 руб. – обходится отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
В полтора раза увеличивается размер штрафов и за иные нарушения ПДД: движение по обочинам, выезд на «встречку», несоблюдение разметки, разворот в запрещенных местах и др.
Куда уходят деньги
Изменения касаются не только размера штрафов, но и порядка их оплаты. До 1 января 2025 года КоАП позволял раскаявшимся нарушителям заплатить всего половину суммы в случае, если это делается в первые 20 дней. Теперь «скидка» не столь впечатляющая – 25%. Зато срок, в течение которого можно будет заплатить поменьше, вырос до 30 дней.
Деньги от полученных штрафов идут на совершенствование и ремонт дорог, установку новых знаков, освещение, модернизацию системы светофоров и разметки, финансирование региональной программы повышения безопасности дорожного движения. Сейчас эти средства направляются в региональные бюджеты – того субъекта, на территории которого нарушение было совершено. Однако Госдума уже приняла поправки в Бюджетный кодекс, предложенные Министерством финансов Российской Федерации, которые изменят существующее положение дел.
«В региональный бюджет теперь будут направляться 75% доходов от штрафов, остальные 25% пойдут в федеральную казну, – пояснил юрист Евгений Карпунин. – Предполагается, что регионы ничего не потеряют, именно потому, что размер штрафов был увеличен».
Ожидаемый эффект
Предполагается, что ощутимо подросшие штрафы сделают водителей более аккуратными и внимательными на дороге. Но это в идеале.
«Что бы добиться такого эффекта, цифры должны буквально шокировать потенциальных нарушителей. Рост в полтора раза такого результата не даст, – считает юрист Евгений Карпунин. – В нашем регионе много делается для развития дорожной инфраструктуры – это очень важный аспект обеспечения безопасности. Возможно, нужно больше обучающих видео, социальных роликов, пропаганды ПДД, другие образовательные инициативы. Решать проблему надо в комплексе».
Хронических нарушителей, которым проще заплатить, чем ездить по правилам, повышение штрафов вряд ли остановит, согласна и кандидат юридических наук Олеся Казаченок.
«В то же врeмя появление одного из новых штрафов (повторное не оформление полиса ОСАГО, подорожавшее с 800 до 3000–5000 рублей) именно в этом виде ответственности может увеличить число добросовестных автовладельцев, – предполагает юрист. – Потому что сам штраф соизмерим со стоимостью полиса. И выгоднее будет все-таки оформить страховку. А пока это серьезная проблема – что многие водители ездят без ОСАГО. Потому что добросовестные водители, оформляющие полис, просто не могут получить страховые выплаты в случае ДТП».
Безопасность на дороге – это безусловный приоритет, главный элемент которого – здравомыслящий водитель: уверенный, спокойный и неукоснительно соблюдающий правила дорожного движения.