Несостоявшееся путешествие
Что же делать, если планы изменились? Вернуть ранее приобретенный билет на поезд можно в любой кассе на территории страны. При этом следует помнить – пассажир может сдать проездной документ только лично.
Для этого необходимо предъявить контрольный купон или номер электронного заказа, паспорт или иной удостоверяющий личность документ. Если ранее был получен бумажный билет в кассе или терминале самообслуживания – вместо контрольного купона необходимо предъявить именно его.
При этом на сайте РЖД отмечают, что сдать билет «в исключительных случаях» можно по доверенности.
Электронный проездной документ возможно вернуть через личный кабинет на сайте или в приложении.
Сумма к возврату прежде всего зависит от того, когда вы решили сдать билет, говорится на информационном портале «Объясняем.Волгоградская область». Самые выгодные условия – за 8 и более часов до отправления поезда. В этом случае вы получите всю стоимость билета, в том числе плату за питание, постельное белье и багаж, за вычетом сбора за оформление, который составляет 2 рубля 60 копеек с каждого места. При этом должно быть соблюдено главное условие – покупка билета на официальном сайте Российских железных дорог. Если же вы приобретали билет у других продавцов, то условия возврата могут отличаться – узнать о них можно на сайтах компаний.
Если вы сдаете билет меньше чем за 8 часов до отправления поезда, то вернут часть стоимости.
Сумма зависит от типа вагона и поезда. В общих вагонах это 90–95% от стоимости, в плацкартных – около 80%, в купейных – 53–65%, в СВ и люксах – 25–40%, в скоростных поездах – 20–30%.
За 2 часа до отправления и позже размер возврата будет еще меньше – от 5 до 40% в зависимости от типа вагона.
Если вы опоздали на поезд, то также имеете право получить возврат стоимости. Правда, он будет минимальным.
В течение 12 часов после отправления вам нужно прийти в кассу с паспортом, в этом случае вам вернут от 5 до 20% от стоимости билета.
Невозвратный тариф
С недавнего времени невозвратные билеты стали пользоваться большой популярностью у пассажиров. Прежде всего, они привлекают своей стоимостью – на 20% дешевле обычного. Но мало кто знает, что их тоже можно вернуть, несмотря на название. Причины, позволяющие сделать это: задержка или отмена поезда, болезнь пассажира или же его близкого родственника. В этих случаях в течение 5 суток нужно прийти в кассу, чтобы вернуть часть стоимости. Вычтут только сервисный сбор, который составляет до 15% от общей суммы.
Если поезд отменили или задержали, то вернут всю стоимость билета, в том числе сервисный сбор. У вас есть 6 месяцев, чтобы оформить возврат через сайт или в кассе.

Если вы заболели или получили травму, то вернуть билет через сайт или приложения не получится. В течение 5 суток нужно прийти в железнодорожную кассу с медицинской справкой. В ней должны быть дата обращения к врачу и печать больницы.
При болезни или смерти близкого родственника принесите в кассу медицинскую справку или свидетельство о смерти, а также документ о родстве.
При этом важно помнить, что РЖД принимает только оригиналы документов или их нотариально заверенные копии, поэтому оформить возврат онлайн не получится – его можно сделать только в кассе. Если вы не успели заверить документы у нотариуса в течение 5 суток, подайте претензионное заявление компании-перевозчику. Его могут рассматривать на протяжении 30 дней.