Как стать наставником сироты и чем помочь подростку

В России есть такая форма работы с детьми, как наставничество над ребенком, который остался без попечения родителей. Специалисты рассказали изданию «МК в Волгограде», как оформить шефство над ребенком и какие обязанности возлагаются на наставника.

Как стать наставником сироты и чем помочь подростку
Фото: pixabay.com

Социальный проводник во взрослую жизнь

Пока в оформлении наставничества в Волгоградской области задействовано только одно учреждение, где находятся дети-сироты, но, возможно, проект, который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, постепенно распространится и на другие подобные заведения. О том, что такое наставничество и чем оно отличается от опекунства, мы узнали у заведующей отделением социального сопровождения Волжского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Ольги Чуприковой.

– Наставник – это своеобразный социальный проводник, который помогает ребенку адаптироваться в обществе, это уже реализовавшийся, социально зрелый человек, прошедший определенные ступени развития, который может оказать помощь подростку конкретным делом, обучить его новым навыкам, подготовить к взрослой жизни, – объясняет специалист. – Дети, которые воспитываются в специализированных заведениях, зачастую теряются, когда выходят из них и остаются одни. Проблемой становятся даже такие элементарные вещи, как поход в магазин, поликлинику, оформление документов. Конечно, ребенку очень нужен взрослый, который будет находиться рядом в нужный момент, подскажет, окажет необходимую помощь, поддержку.

Фото: pixabay.com

К наставнику предъявляют особые требования. Это должен быть взрослый психически здоровый работающий человек от 25 лет и старше. Разница в возрасте между ним и подопечным – не менее 10 лет. Наставниками не могут стать люди, лишенные родительских прав и имеющие опыт отказа от приемных детей, с судимостью, алкогольной или наркотической зависимостью.

Также очень важно, чтобы наставник был настроен на длительное взаимодействие с ребенком-подростком.

Каждый претендент на наставничество обязательно проходит специальный курс подготовки, чтобы научиться правильно разговаривать с ребенком, суметь подобрать к нему «ключик». Курс дистанционный и его можно пройти в любое удобное время. Претенденты на наставничество сначала заполняют анкету, а затем выполняют определенные задания. Случается, что добровольцы отсеиваются уже после 1-го модуля, так как не подходят по каким‑либо критериям. После прохождения подготовки претендент получает сертификат о прохождении школы наставничества и для него организуется очное собеседование с психологом. Завершающий этап – консилиум, на котором специалисты принимают решение о том, что человек действительно может стать наставником.

– Достаточно часто встречаются ситуации, когда люди путаются в ролях, принимая на себя не роль наставника, а приемного родителя, спонсора, и это важно распознать уже на начальном этапе, до того, как начнется взаимодействие с ребенком, – говорит Ольга Чуприкова. – Если у претендента на наставничество прослеживается сильная потребность в воспитании, мы рекомендуем ему пройти школу приемных родителей или, например, стать волонтером в том случае, когда человек хочет помочь, но не настроен на длительное взаимодействие с ребенком.

Фото: pixabay.com

По словам специалиста, от волонтерства наставничество как раз и отличается тем, что один человек закреплен только за одним ребенком (это обязательное условие), приходит он исключительно к нему и общается с ним на постоянной основе. Важно также понимать, что наставник – это не приемный родитель. У приемной семьи другие функции – воспитать, заботиться, любить, быть рядом, принимать ребенка, понимать его, удовлетворять все потребности, обеспечивать. Иными словами, исполнять все то, что должен делать родитель. Наставник – это не спонсор, он не обязан кормить, одевать, обувать ребенка, у него совершенно другая функция – социализация. Конечно, если у наставника появилось желание сделать своему подопечному какой‑либо подарок, это не возбраняется.

Помощь и поддержка без нравоучений

По словам эксперта, подростки, которые входят в наставничество, совершенно точно понимают – перед ними не приемный родитель, а значимый человек, который поможет реализоваться в жизни. Это взрослый, но он не ровесник и не педагог, ему можно доверять больше, чем сверстнику.

Наставник – это, скорее, старший брат или сестра, который будет авторитетом, передаст опыт, знания, мудрость, но при этом не будет воспитывать. К примеру, наставник может вовлекать подопечного в свое хобби, познакомит с миром профессий, научит готовить, поможет с самоопределением, организует какие‑либо курсы, репетиторство, научит бытовым навыкам, сориентирует в городском пространстве.

Фото: pixabay.com

При выходе из учреждения дети поступают на обучение, начинают жить в общежитии, получают квартиры от государства. Прежде они не сталкивались с такими ситуациями, как оформление документов, выбор мебели, ремонт, и в этом случае требуется помощь со стороны. Уже после того, как ребенок получит образование, ему предстоит трудоустройство. Старший товарищ может помочь правильно составить резюме, пройти собеседование с работодателем, выбрать подходящее место.

– Если у человека есть сомнения и он не может определиться, кто он – приемный родитель или наставник, достаточно пройти школу приемных родителей, – говорит специалист. – Уже на этом этапе люди понимают, что принять в свою семью ребенка навсегда – очень важное и ответственное решение, ведь он станет частью семьи, ее режима, меняется все – установки, мировоззрение, бытовые условия. Особенно остро это проявляется, когда в семье уже воспитываются дети. Фактически меняется вся семейная система, она строится заново.

Как пояснила специалист, у некоторых оформить опеку не позволяют бытовые условия, и они приходят в наставничество. При этой форме взаимодействия можно брать ребенка на выходные, каникулы, сходить вместе в поход, театр, музеи, только сначала придется оформить гостевой режим через органы опеки. Наставник нацелен на то, чтобы провести время с пользой для ребенка, поэтому они посещают интересные мастер-классы, парки, кафе, какое‑то производство, вместе учатся готовить, что‑то мастерить.

Специалист добавила, что каждый наставник обязательно присылает отчет о том, как они провели это время, ведет записи в специальном дневнике. При этом ребенок четко понимает, что перед ним не родитель и домой его берут не навсегда. В наставнической паре участвуют дети с 14 лет, считается, что до этого возраста ребенка можно устроить в семью. Если этого не произошло, то наша задача – найти значимого взрослого, который станет опорой и поддержкой.

Фото: pixabay.com

Без права выбора

С наставником обязательно заключается договор с минимальным сроком на один год, при необходимости он продлевается.

В отличие от опекунства здесь нельзя самому выбрать ребенка – этим занимаются специалисты. Они изучают анкеты наставников, их пожелания, смотрят, оценивают, насколько интересы и характер ребенка совпадают с мировоззрением добровольца.

Дети, в свою очередь, также высказывают свое представление о наставнике, заполняют анкеты. На основе всех данных на специально организованном консилиуме составляются пары.

– Конечно, не всегда получается угадать, что люди подойдут друг другу, к сожалению, были случаи, когда наставнические пары распадались до истечения года, – отмечает специалист. – Существуют определенные критерии, на которые мы ориентируемся, но всегда есть человеческий фактор. Бывает, что люди совпадают по всем параметрам, интересам, желаниям, но потом что‑то идет не так. Была одна пара, у которой все замечательно начиналось, они очень подходили друг другу, отношения развивались, но затем начались проблемы. Мы пытались ее сохранить, долго разбирали, чем можно помочь, но не получилось. Это лучше, чем терпеть друг друга год, пусть будет меньше пар, но они будут качественные. Сейчас у нас их 6, в основном наставниками выражают желание стать женщины, но мужчины тоже встречаются, хотя гораздо реже. Случаются ситуации, когда наставники с подопечными становятся настолько близкими людьми, что оформляется опекунство. В нашем регионе пока такого не произошло, но в других подобные случаи были.

Фото: pixabay.com

Наставник всегда на связи со своим подопечным – если он живет далеко и не может часто его навещать, то ежедневно звонит, интересуется делами, учебой, настроением. Наставнические пары обязательно курируют психологи и педагоги, к которым всегда можно обратиться за помощью, советом.

– Надо сказать, что у нас в этом году был первый выпуск детей, к которым прикреплялись наставники, и мы видим, что разница очевидна: такие подростки гораздо легче адаптировались вне стен учреждения, – добавляет специалист. – В настоящий момент зарождается еще один вид наставничества – с участием «серебряных» волонтеров.

Активные бабушки и дедушки хотят тоже участвовать: научить детей печь пироги, шить, вязать, высказывают желание свозить их на дачу, показать, что растет в огороде. Это уже такая забота со стороны старшего поколения, и детям она тоже очень нужна. Пожилые люди делятся с ними своими мудростью, позитивом, хорошим настроением, ребята их очень ждут.

Фото: pixabay.com

Но это уже другой вид наставничества, оно не такое ресурсное, как с более молодыми людьми, но тоже необходимо. Посмотрим, что из этого получится.

Для того чтобы стать наставником, нужно зайти на официальный сайт благотворительной организации «Арифметика добра», который с поддержкой Фонда президентских грантов реализует этот проект, заполнить анкету, а после этого приступить к прохождению модулей. Если они пройдены успешно, то появляется шанс войти в наставничество и тем самым принести одинокому ребенку пользу, стать ему опорой, сыграть в его жизни важную роль.

Кроме того, за информацией можно обратиться в официальные группы в соцсетях: https://vk.com /  club202179517https://ok.ru / group / 60829477830802

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру