Нейробиологи выявили белок, который позволяет ощутить холод

Люди надевают перчатки при создании снеговика, чтобы избежать негативного воздействия холода на руки. Свежее исследование на мышах выявило, что ключевую роль в этом процессе может играть белок, который позволяет сенсорным нейронам червей реагировать на холод. По новым данным, опубликованным в журнале Nature Neuroscience, этот белок выполняет аналогичную функцию у млекопитающих.

Нейробиологи выявили белок, который позволяет ощутить холод
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив

Наше восприятие прикосновений, боли и температуры зависит от сложной системы нервов, распределенной по всему телу. Хотя кожные датчики способны обнаруживать теплые стимулы, поиск датчиков холода представляется более сложным. Существует ионный канал TRPM8, обнаруживающий «прохладу» ментола и реагирующий на низкие температуры, который принес своим исследователям Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 2021 году.

Сенсорный нейробиолог Феликс Виана из Института нейронаук в Аликанте, Испания, подчеркивает важность TRPM8 как датчика холода. Его эффективность проявляется при температуре выше 10 °C, но даже мыши без гена TRPM8 способны ощущать очень низкие температуры.

Несколько лет назад нейробиологи из Мичиганского университета обнаружили, что некий белок на определенных сенсорных нейронах червя Caenorhabditis elegans заставляет животных избегать температур от 17 °C до 18 °C, ведь им комфортнее при более высоких температурах. По предварительным данным, аналогичный белок GluK2 у млекопитающих также влияет на чувствительность к холоду у мышей.

Затем ученые провели эксперимент на грызунах, создав у них отсутствие TRPM8, GluK2 или обоих белков. Подробнее читайте в материале Planet Today.

GluK2 как единственный эволюционно сохраненный термосенсор от червей до человека, что вызывает вопрос о роли этого рецептора в эволюции животных.

Связь между повышенной чувствительностью к холоду у людей и GluK2 пока не установлена, но этот аспект вызывает интерес для будущих исследований.