Эксперимент провалился
В 2023 году власти дважды пытались провести эксперимент с выделенными полосами, и сразу же стало очевидно, что это самый неоднозначный момент внедрения новой транспортной схемы в областном центре. Правда, и организация пробных «выделенок» подкачала.
В частности, в первый раз автолюбители в принципе ничего не поняли – ведь их ни о чем и не оповестили, а с имитационных выделенных полос не убрали припаркованные автомобили.
Во второй раз граждан заранее поставили в известность, что эксперимент стартует 10 июля и продлится месяц, а администрация города выпустила распоряжение, к которому прилагалась схема расстановки дорожных знаков. Однако астраханцы и общественники все равно обнаружили массу недочетов, которые могли существенно повлиять на результаты эксперимента.
Например, на пути следования общественного транспорта по выделенным полосам не были опилены деревья и кустарники, на дорожном полотне остались незаделанными множество ям, знаков «Начало выделенной полосы», «Конец выделенной полосы» зачастую не было видно с дороги и т. д.
Словом, эксперимент не удался, а в Сети появилась петиция против подобного новшества, которую всего за одну неделю подписали более 3,5 тыс. человек. Несмотря на негативное отношение жителей, представители власти неоднократно заявляли, что эксперимент внедрят в жизнь. Так, в конце октября этого года замминистра транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханского региона Илья Шорин высказался вполне определенно, что общественный транспорт в «нормально развивающихся» городах должен иметь выделенные полосы.
Это не для Астрахани?
И вот в первый зимний понедельник мэрия Астрахани распространила сообщение, что с 3 декабря выделенные полосы появятся сразу на 8 участках:
- ул. Победы от ул. Анри Барбюса до ул. Свердлова;
- ул. Анри Барбюса от Савушкина до Академика Королева;
- ул. Савушкина от Латышева до Академика Королева;
- ул. Бабаевского от Жилой до Автозаправочной;
- ул. Богдана Хмельницкого от ул. Боевой до ул. 1‑й Контрольной в оба направления;
- ул. Яблочкова от Авиационной до Анри Барбюса и от АЗС Полиизол до ул. Авиационной в направлении к ул. Авиационной;
- ул. Соликамская от Березовой до Староверова (по направлению в сторону улицы Яблочкова).
Жители ожидаемо инициативу раскритиковали. Во-первых, они полагают, что такой вариант в принципе не подходит для Астрахани: «Почему не учитывается специфика городских улиц, которые не справляются с потоком? Нелепость некоторых решений не поддается объяснению», «Город же встанет!!! Дороги не расширили, светофоры стали еще хуже работать».
Во-вторых, люди снова обращают внимание на конкретные недоработки при подобной организации дорожного движения: «На Яблочкова все выделенные полосы заставлены припаркованными машинами…», «Смысл от «выделенок», если они в конце пути сливаются воедино? Ну, сэкономишь ты 1–2 минуты на общественном транспорте и все. А толку ноль: в конце пути встрянешь в сужение потока и будешь еще дольше стоять в пробке».
Еще работать и работать
Другой болезненный момент реализации астраханской транспортной реформы – организация междугородних маршрутов. Жалобы на отсутствие регулярного сообщения с отдаленными населенными пунктами поступают властям и выплескиваются в инфополе.
Сейчас выполняется исследование, которое станет фундаментом развития сети межмуниципальных маршрутов – приступить к комплексному выполнению этого этапа региональные власти планируют в конце 2025 года. А пока по наиболее наболевшим точкам пытаются работать точечно.
На состоявшейся на минувшей неделе пресс-конференции глава Приволжского района Дмитрий Мазаев рассказал, что от жителей динамично развивающегося села Началово поступали многочисленные просьбы организовать рейсы общественного транспорта до областного центра. Сейчас на линию вышли автобусы № 190, что позволило несколько улучшить ситуацию. Однако граждане сообщают, что этого недостаточно, просят продлить данный маршрут и запустить другие.
Еще больше сложностей возникает с организацией регулярного сообщения в сельской местности из‑за нерентабельности маршрутов. Так, в Володарском районе нашли способ решить проблему с транспортом из Калинино в райцентр, которая существовала несколько лет. Этот участок включили в более востребованный маршрут до каспийской столицы. Однако об аналогичных сложностях сообщают жители сел Зеленга, Цветное, Тюрино, Самойлово того же Володарского района. Так что и местным, и региональным властям в этом направлении еще работать и работать.