О разном видении будущего АГУ у его руководства и сотрудников стало известно еще в начале 2023 года. Этому предшествовал анонс серьезных академических трансформаций учебного заведения. Константин Маркелов сообщил, что образовательную структуру вуза планируется условно разделить на 4 кластера: общественных и гуманитарных наук, а также наук о жизни на Земле, техники и технологий.
Подготовительная работа велась с сентября 2022 года с привлечением экспертов и с учетом опыта ведущих вузов страны. И, по словам теперь уже бывшего ректора, коллектив от таких изменений получил бы только плюсы: тех, кто готов подходить к задачам творчески, ожидали новые меры стимулирования. Предполагались расширение направлений научных исследований и существенная поддержка молодых ученых.
Однако университетскому сообществу уже тогда эти перспективы не казались радужными. По СМИ, соцсетям и телеграм-каналам астраханского сегмента Рунета разлетелось анонимное обращение, авторы которого обвиняли Маркелова в том, что он полностью нивелирует суть образовательной деятельности. Они утверждали, что под видом оптимизации рабочих процессов будет сокращено 140 ставок, что, по сути, означает 220 человек. Речь идет именно о профессорско-преподавательском составе и научных работниках. Более 100 человек административного персонала были сокращены в АГУ годом ранее. Противники изменений сообщили, что зарплата за декабрь была выплачена с существенной задержкой, а затем их поставили в известность, что нет денег и на выплату отпускных летом 2023‑го.
Также беспокойство вызывал тот факт, что сотрудникам навязывалась модель, в которой нет кафедр как базовых научных и образовательных единиц, ликвидировались факультеты и должности деканов. Еще одно новшество – сокращение аудиторных часов лекций и перевод студентов на дистанционное обучение.
Одна показуха?
Возмущение бурлило в кулуарах до тех пор, пока в публичном пространстве не появились слухи о том, что Константин Маркелов якобы вызван на допрос по делу о мошенничестве, в котором фигурирует сумма ущерба в 500 тысяч рублей. После этого последовала информация о его увольнении – причем новость сообщил сам ректор во внутреннем чате вуза. В своем уходе Маркелов обвинил неких недоброжелателей: «Те, кто добивался отставки ректора, – добился своего!» – написал он.
Между тем расторжение договора с Маркеловым скорее связано не столько с уголовным делом, а скорее с общей ситуацией, сложившейся после его прихода в учебное заведение. Как полагают наблюдатели, бывший глава регионального правительства занимался созданием «потемкинских деревень» на территории вверенного ему университета.
ТГ-канал «Вот те раз» так оценивает работу ректора: «Вся деятельность Маркелова на посту ректора сводилась к празднествам по поводу и без и бутафорским симпозиумам, некоторые осуществлялись путем совершенно необоснованных трат. Вместо формирования эффективной команды ученых и менеджеров Маркелов собрал в АГУ всю свою старую гвардию с Советской, 15. Устроив членов «облправительства в изгнании» на ключевые позиции в вузе, назначив им колоссальные зарплаты и раздув штат, Маркелов бросился в сомнительные проекты вроде студенческого кампуса и объединения вузов, истинной целью которых было получение допфинансирования для закрытия текущих дыр в бюджете университета».