Кто его убил
– Без работы остались более сотни человек, а город сильно загрязнен выхлопными газами, – уверяет астраханец Сергей Штоколов. – За восстановление троллейбусов жители каспийской столицы собрали уже более 23 тысяч подписей.
– Возникают вопросы – почему игнорируется решение людей сохранить троллейбусы, почему до сих пор не возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц администрации Астрахани за разрушение транспорта и предприятий, – недоумевает активистка Наталья Абрамова. – Мы открыто обращаемся к Генеральному прокурору России и председателю следственного комитета с требованием навести порядок в Астрахани, привлечь виновных лиц к уголовной ответственности и обязать городскую администрацию вернуть троллейбусы на улицы города. Здесь живут люди, которые хотят жить в цивилизованном, современном городе и не бояться за свое здоровье и благополучие своих детей. В обращении волгоградцев говорится:
«...Решение о разрушении троллейбусов принималось в 2017 году главой администрации МО «Город Астрахань» Полумордвиновым О. А. и руководителем управления транспорта и пассажирских перевозок администрации МО «Город Астрахань» Биймурзаевым Т. Я.
Известно, что жители Астрахани неоднократно подавали в СУ СКР России по Астраханской области заявления о возбуждении уголовного дела в отношении Биймурзаева Т. Я и Полумордвинова О. А., с приложенной к ним аудиозаписью, на которой зафиксировано, как Биймурзаев оказывал давление на сотрудников троллейбусного парка.
Приложены были и другие документы и показания работников МУ «АТП». Таким образом, можно сделать вывод, что должностные лица администрации МО «Город Астрахань», разрушая троллейбусное движение в Астрахани, действовали согласованно, группой лиц, осознавая общественную опасность своих действий…»
Авторы обращения также указали, что уничтожение троллейбусного движения «нанесло колоссальный ущерб практически всем астраханцам, ухудшило экологическую обстановку, снизило качество жизни».
Трамваи в Астрахани тоже приказали долго жить
А уничтожили трамваи в Астрахани, как известно, еще в 2007 году. И это несмотря на то, что трамвайная история каспийской столицы насчитывала более века! Трамвай в Астрахани открыли еще в 1900 году, в 50‑е годы XX столетия астраханский трамвай пережил капитальную реконструкцию.
Проект Генерального плана города предусматривал коренную модернизацию и создание к 2025 году системы скоростного трамвая. В итоге – вместо этого очень удобный и быстрый вид транспорта (и этот факт подтвердит едва ли не каждый волгоградец) в Астрахани полностью ликвидировали. А потом взялись и за троллейбус.
А ведь астраханский «рогатый» практически без потерь пережил непростые 90‑е – парк на радость горожан даже пополнялся новыми троллейбусами. А потом в город пришли маршрутки и ситуация стала разворачиваться не в пользу городского электротранспорта.
Сначала начали демонтировать трамвайные пути, а потом стала рушиться и троллейбусная сеть. В 2011 году в городе закрыли троллейбусы № 3 и 4. А спустя два года власти заговорили о том, что троллейбусы в городе вообще пора закрывать.
Аргументы приводились стандартные – мол, троллейбусный парк убыточен, подвижной состав требует ремонта, нужно менять контактную сеть. К августу 2017 года в городе работало всего четыре троллейбуса. «Рогатых» не спас даже подъем платы за проезд на 50 процентов. 30 октября 2017 года троллейбусы в Астрахани вышли в свой последний рейс…
«Не любишь троллейбус – не любишь Астрахань!»
Между тем в каспийской столице в скором времени может исчезнуть вообще весь общественный транспорт. И это, к сожалению, вполне реальный сценарий. Автобусы в городе тоже приживаются с трудом.
В 2017 году был признан банкротом и прекратил деятельность основной муниципальный пассажирский перевозчик «АстраханьПассажирТранс». На сайте предприятия до сих пор как некролог висит объявление: «С 27 апреля 2017 года ОАО «АстраханьПассажирТранс» прекратило свою деятельность по перевозке пассажиров. В настоящее время перевозку пассажиров на городских маршрутах № 19, 20, 23, 25 и 30 осуществляет ООО «АВТОМИГ».
И хотя сайт предприятия уверяет, что ООО «АВТОМИГ» выполняет пассажирские перевозки по Астрахани автобусами большой и средней вместимости, астраханцы опасаются, что и этому виду транспорта с такой оптимизацией могут прийти кранты. И тогда останутся одни маршрутки. Чем это чревато, думаем, никому объяснять не надо.
В Волгограде именно маршрутки были признаны самым опасным видом транспорта. Люди жаловались на забитый салон, сбор денег по ходу движения, зачастую хамство водителей и повышенный риск аварийной ситуации. И тогда руководство города и области разработало целую стратегию по их замене на комфортные автобусы, и эта работа продолжается.
Астраханские же власти пока остаются глухи к требованиям жителей. Еще два года назад, осматривая площадку бывшего троллейбусного парка, врио губернатора Сергей Морозов заявил, что, по его мнению, «для многих астраханцев с троллейбусами связаны добрые воспоминания о прошлом». И, по всей вероятности, они должны там и остаться.
«Мы посчитали: чтобы реанимировать троллейбусное движение, потребуется разово вложить порядка 300‑350 миллионов рублей, плюс ежегодно субсидировать перевозки», – заявлял тогдашний мэр Астрахани Радик Харисов. Предприятие тогда решили перепрофилировать, в частности, на его территории решили разместить автопарк новых автобусов средней вместимости (то есть тех самых маршруток), которые вышли на дороги Астрахани.
А между тем на маршрутки жаловались уже тогда, когда ликвидировали троллейбусы. В частности, на несоблюдение графика движения и перегруз. Еще в 2019‑м депутат астраханской гордумы Халит Аитов предлагал один из вариантов решения проблемы – обратиться в московское ГУП «Мосгортранс» с просьбой рассмотреть возможность предоставления Астрахани троллейбусов и контактной сети на безвозмездной основе.
Но «возрождение» такого вида транспорта потребует дополнительных бюджетных расходов на восстановление предприятия и тяговых подстанций, обучение водителей, установку новых опорных столбов.
Понадобятся средства и на субсидирование, ведь на рентабельность в данной ситуации вряд ли можно рассчитывать. Первый заместитель главы городской администрации Геннадий Диденко оценил тогда такой вариант примерно в 400 миллионов рублей.
Но воз пока и ныне там. Астраханцы по‑прежнему штурмуют юркие, но опасные маршрутки и жалуются, что качество воздуха в городе значительно ухудшилось. И это подтверждено научными исследованиями. Росгидромет при участии Роспотребнадзора составил список из 48 российских городов, где вопрос чистоты воздуха стоял наиболее остро. Астрахань вошла в число антилидеров рейтинга – согласно опросам 78 процентов горожан испытывали на себе воздействие загрязненного воздуха и жаловались на его состояние.
К слову, в 2017‑м, когда городские улицы покинул последний «рогатый», люди выходили с плакатами, лозунг на которых гласил: «Не любишь троллейбус – не любишь Астрахань». И тут в ответе на вопрос, кто именно так сильно не любит Астрахань, что готов рисковать жизнью и здоровьем жителей каспийской столицы в угоду собственным интересам, двух мнений быть не может…
Из истории вопроса
Астраханский троллейбус просуществовал 50 лет – с 1967-го по 2017 год
Первая линия длиной 7,3 километра протянулась c юга на север – от центрального стадиона до кинотеатра «Родина». Линию регулярно продлевали, и к 1971 году ее протяженность достигла 11 километров.
Троллейбусная линия достигла Астраханского тепловозоремонтного завода с разворотным кругом под мостом через реку Царев, а в 1979 году маршрут продлили еще на километр – до холодильников рыбокомбината.
В конце 1980‑х появилась вторая линия, протянувшаяся по улице Островского от пересечения с нынешней улицей Боевой до перекрестка с улицей Звездной. Тогда был запущен маршрут № 2 «Цирк – Завод холодильного оборудования». Впоследствии «двойку» продлили до центрального стадиона.
В середине 1980‑х троллейбусную линию от конечной троллейбуса № 1 дотянули до астраханского аэропорта и запустили маршрут № 3 – он позволял жителям города напрямую добираться с железнодорожного вокзала в аэропорт. Последний – четвертый маршрут «Юго-Восток-3 – Цирк» – появился в 1987‑м и был проложен по улице Николая Островского. Впоследствии его продлили до остановки «Холодильники».
К концу 1980‑х в город начали поступать новые троллейбусы, из эксплуатации начали выводить устаревшие ЗиУ-5, а с пуском моста через Волгу в 1988 году по нему пустили троллейбусную линию.
P.S. Подробности этой и других громких тем читайте каждую среду в газете "МК в Волгограде". Издание выходит еженедельно в Калмыкии, а также в Волгоградской и Астраханской областях.