МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Волгоград

Волгоградская художница создает кукол, пугающе похожих на людей, и потусторонних персонажей

У Екатерины нет специального образования, но это не мешает ей каждый день учиться чему‑то новому и совершенствовать мастерство.

Они дышат? Хочется спросить, глядя на сверхъестественно живых авторских кукол волгоградского мастера Екатерины Борзуновой. Куклы с характером, с осмысленным взглядом, очаровательные или пугающие. Маркизы и девочки, городские ангелы и малышки-кукляши, вампиры и феи, потрясающие портретные фигурки, все они – дело рук талантливой кукольницы из Волгограда, которую сейчас знают не только у нас в стране, но и за океаном. А ее Марию Медичи и княгиню Ольгу даже показывал один из исторических музеев.

@ Фото из личного архива Екатерины Борзуновой

Я – самоучка

– Екатерина, серьезным это увлечение для вас стало после рождения второго ребенка. И у вас нет художественного образования. Просто чудо какое‑то! Или повлияли гены?

– Да, я самоучка. До всего доходила сама методом проб и ошибок. У меня действительно нет специального образования, но это не мешает мне каждый день учиться чему‑то новому и совершенствовать мастерство. Единственный в нашей семье пример творчества – только моя тетя Эльмира, успешный режиссер театра кукол города Новосибирска.

@ Фото из личного архива Екатерины Борзуновой

– Где вы берете все эти фантастические образы? Ведь, кроме портретных кукол, у которых есть реальные прототипы, вы делаете исторических персонажей, сказочных героев…

– Образы диктует мое настроение в конкретный момент, солнечное или игривое. Романтика, ностальгия, прочитанные книги, встреченные яркие люди – все это служит толчком, мысль и воображение начинают работать, рождается новый кукольный образ.

@ Фото из личного архива Екатерины Борзуновой

– Как обычно реагирует человек, получив свою портретную куклу? Эмоции, слова?

– Да очень позитивно реагирует. Хотя, может быть, мне просто очень везет с заказчиками. Эмоции – удивление, восторг, восклицания, радость от очень необычного подарка, так как чаще всего портретные куклы бывают сюрпризом-подарком. И еще: стараюсь в каждой портретной работе подчеркнуть только светлые стороны людей. Тогда столь необычный сюрприз никогда не вызовет негативных эмоций.

Время и практика

– Но как вы научились добиваться правдоподобия?

– Днями и часами вглядывалась в фигуры и лица людей на улице, фотографии в интернете. Интересовалась образами людей разных эпох и сословий. Даже изучала анатомию человека, психотипы людей, физиогномику. Дома пробовала лепить лица из полимерной глины и делать каркасы, с каждой работой совершенствуясь больше и больше. И сейчас я все еще учусь. Не останавливаюсь на достигнутом, стремлюсь развиваться и с каждым новым образом вижу прогресс.

@ Фото из личного архива Екатерины Борзуновой

– А кто были ваши учителя?

– Только время и практика.

– Как искали технологии и материалы?

– Честно, технологии я искала, желая добиться безупречного качества при максимальной экономии времени. Все мои технологии авторские, так как я ни разу не посетила мастер-классы, желая добиться всего своими силами. Поиск материалов – это отдельная песня, но попробую ответить одним словом – везде. Никогда не знаешь заранее, что может пригодиться для следующей куколки. Наполнители – вата и синтепон, а для костюмов идут разные ткани, кружева, кожа и т. д.

@ Фото из личного архива Екатерины Борзуновой

– Идеальная рабочая обстановка для вас?

– Достаточно солнечного дня и тишины. Муж оборудовал мне мастерскую. Поддержка моей семьи – великое дело. Если бы не понимание близких, возможно, я бы вообще свернула с пути кукольника или бы мое становление сильно затянулось.

– Доченьке разрешается играть с мамиными куклами?

– Да, но только если они из моей личной коллекции. Она хоть и маленькая, но очень хорошо понимает, что куклы в мастерской трогать ни в коем случае нельзя. Но зато можно помогать маме в таких приятных мелочах, как подготовка фотозоны, и… очень важными советами!

@ Фото из личного архива Екатерины Борзуновой

– Сейчас, спустя три года, это для вас все еще хобби или уже бизнес?

– Бизнес ли это? Скорее тяжелый труд, радость вдохновения, личностный рост и удовлетворение результатом. На данный момент он стал для меня основной работой, и меня полностью устраивает мой доход, я уверена, что смогу прожить на зарплату кукольника.

Мистика? Только добрая

– Значит, ваши куклы по карману только богатым людям?

– Не угадали. Лояльную цену (стоимость кукол в среднем от 1 до 6 тыс. рублей) я могу установить благодаря разработанной мной ускоренной технологии создания кукол. Я улучшала и разрабатывала ее в течение двух лет. Сейчас я делаю куклу не за месяц (средний срок изготовления кукольниками одной композиции), а от трех дней до недели. Ежеминутная тренировка быстроты рук, работа и левой, и правой рукой – в сущности, в этом весь секрет.

– Чем объясняете интерес к авторским куклам у звезд и у простых людей?

– Тем, что это затрагивает сокровенные детские воспоминания в душах. Ну и еще забавно получить портретную куклу. Мало кто может увековечить себя в виде статуи или монумента, а портретная кукла дает возможность остановить время.

– А почему, например, американцы заказывают вам кукол-ужастиков, с которыми в одной комнате находиться‑то неуютно?

– Скорее всего, это продиктовано тем, что при высокой стабильности жизни людям там не хватает остроты ощущений, получаемых от созерцания нестандартных образов. Сейчас в Америке и Европе обозначается целое течение владельцев жутких кукол.

@ Фото из личного архива Екатерины Борзуновой

– А в России нет?

– Из России тоже поступают заказы на подобные образы. Например, сейчас я работаю над куклой Анабель ростом с пятилетнего ребенка.

– Бывает, что не хочется с куклой расставаться?

– С самого начала первостепенным для меня было дарить людям радость, оставляя у себя только воспоминания о «пережитых» и «прожитых» мною персонажах. Говоря более земным языком, мне бы не хотелось превратить свой дом в музей Плюшкина.

– Сколько же всего сделано кукол? Не считали?

– Сейчас уже сбилась со счета, но в каждую куклу действительно было вложено много усилий и души. Около 600 штук примерно за три года.

– Суеверия, связанные с куклами, вам чужды?

– Мистика и суеверия абсолютно чужды, но в добрую магию куколки, сделанной мною с душой и сердцем, я верю.

@ Фото из личного архива Екатерины Борзуновой

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах