Информация как оружие
По словам председателя комитета по тарифному регулированию Светланы Гореловой, с каждым разом общение становится более подробным и обстоятельным – разъясняется не только структура тарифов на каждый вид коммунальных услуг, но и то, как она складывается, по каждому населенному пункту того или иного муниципалитета.
– Вопросов о том, почему происходят изменения, становится меньше, – отмечает председатель комитета. – Люди все чаще задумываются о качестве и объеме получаемых услуг. Кроме этого, сокращается количество обращений на горячую линию. Это говорит о том, что задача проведения разъяснительной работы по вопросам образования тарифов на коммунальные услуги, поставленная губернатором, весьма актуальна. В октябре мы будем готовить отчет о проведенной информационной кампании.
С 1 января 2019 года число коммунальных услуг, за которые станет приходить отдельная платежка, станет больше. К ним прибавится обращение с твердыми коммунальными отходами. И этот вопрос больше всего волнует волгоградцев. Жители Новониколаевского района тоже интересовались, из чего будет складываться тариф, как нужно выстраивать отношения с региональным оператором, сможет ли выступать в качестве субподрядчика услуги местная коммунальная организация, имеющая необходимые лицензию и технику, а также когда ликвидируют свалки.
Выравнивание затрат
Напомним, что Волгоградская область входит в число лидеров по объектам обращения с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с требованиями федерального законодательства был проведен конкурс и объявлен региональный оператор по обращению с ТКО. Компания возьмет на себя ответственность за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов. На нее ляжет обязанность обеспечить полный цикл, начиная от первичного сбора в каждом населенном пункте области и заканчивая транспортировкой, обработкой, утилизацией и захоронением на лицензированном полигоне. Контракт с региональным оператором подписан на 10 лет.
Сейчас идет утверждение тарифов на вывоз ТБО, наибольшая составляющая в них – транспортировка отходов. О конкретной сумме говорить пока рано.
Все уже ощутили очередное повышение тарифов с 1 июля. Оно не превысило четырех процентов, и этот процесс будет продолжаться дальше. Экономически обоснованные тарифы должны полностью соответствовать стоимости услуги для населения. На стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг нацеливают «Концепции реформы ЖКХ в РФ».
– Выравнивание идет поэтапно, – поясняла новониколаевцам Светлана Горелова. – Существующую на сегодня разницу за воду и тепло возмещает областной бюджет. В 2017 году это составило почти 1,2 миллиона рублей. А вот по электроэнергии то, что недоплачивает население, распределяется между другими потребителями. И объем общего перекрестного субсидирования сегодня составляет более 4,8 миллиарда рублей. Такой порядок определило федеральное законодательство.
По ее словам, при выборе тарифного решения главное – соблюсти баланс. С одной стороны, плата за коммунальные услуги должны быть доступна для потребителей, с другой – у предприятий ЖКХ должно быть достаточно средств для оказания качественных услуг. И сегодня на территории Южного федерального округа тарифы в Волгоградском регионе – одни из самых низких.
Конструктивный диалог
Также на встрече говорилось о серьезных шагах, предпринятых в регионе для наведения порядка в ЖКХ. Механизм государственно-частного партнерства в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения доказывает свою эффективность. К примеру, за последние три года в модернизацию объектов водоснабжения концессионер инвестировал 6 млрд рублей. Как результат, аварийность в водопроводных системах снизилась на 27 процентов.
– Встречи показывают, что по определенным вопросам есть дефицит информации. Муниципалитетам надо использовать все средства для разъяснения проблем, интересующих людей, – заметила руководитель Общественной палаты Волгоградской области Татьяна Гензе. – Потребителей волнует та же изношенность сетей, работа общественных советов многоквартирных домов, деятельность управляющих компаний, причины переноса сроков капремонта. Разъяснения давались в том числе и в индивидуальном порядке. Вообще, я считаю, любое решение можно найти только в диалоге.
Неслучайно председатель Общественной палаты региона назвала встречу в Новониколаевском районе «конструктивным диалогом».
– Это дает возможность публично говорить о задачах и нюансах тарифного регулирования, проводить общественную экспертизу проектов нормативных правовых актов комитета тарифного регулирования и, самое главное, принимать взвешенные и одобренные обществом тарифные решения, – подчеркнула Татьяна Гензе.
Напомним, что в регионе по инициативе губернатора на площадке Общественной палаты создана рабочая группа по вопросам тарифообразования. В ее составе – пять экспертных комиссий: по регулированию тарифов ТЭК, ЖКХ, ТБО и других услуг.
Прямая речь
Анатолий Просвиров, житель р. п. Новониколаевского:
– Такие встречи очень полезны. Можно напрямую задать вопрос представителям комитета по тарифному регулированию, ЖКХ и ТЭК, Госжилнадзору области. Ведь одно дело услышать о регоператоре по обращению с твердыми коммунальными отходами и предоставляемой им услуге, а другое – задать вопрос и получить прозрачный, понятный ответ.
Ольга Гущина, жительница Комсомольского сельского поселения:
– У нас проживает 1300 человек. Среди них и многодетные семьи, и пожилые люди. Новая услуга потребует новых затрат из семейного бюджета каждого. И очень важно знать не только из чего станет складываться тариф, насколько он окажется высоким, но и будут ли предоставляться льготы, возможен ли перерасчет за услугу и так далее.