Опасный звонок с «хорошей новостью»
Аферисты изобретают все новые и новые способы обмана граждан. И вскоре их жертвами снова может стать наиболее уязвимая часть общества – пенсионеры. Предполагаемая схема выглядит так: по телефону мошенники начнут сообщать о необходимости подать заявление на перерасчет. Затем предложат сделать это дистанционно – это якобы сэкономит время и силы, достаточно лишь сообщить цифры из СМС. Не исключено, что мошенники будут предлагать также перевести пенсионные накопления на «безопасные счета». Деньги с которых, разумеется, исчезнут бесследно.
«Код из СМС может оказаться цифровой подписью, подтверждающей перевод средств аферистам. Или же он обеспечивает доступ к аккаунту на портале "Госуслуги", – рассказывает эксперт Независимого общественного мониторинга, лидер проекта "Содействие развитию общества" Антон Лукаш. – Есть и другие способы обмана. Например, мошенники создают поддельные сайты, имитирующие Госуслуги или сайт Социального фонда. Там пенсионеров просят ввести логин и пароль от Госуслуг или другие персональные данные, которые затем используются для хищения денежных средств или оформления кредитов. Также мошенники могут рассылать СМС-сообщения с ссылками на фишинговые сайты или с просьбой перезвонить по определенному номеру для уточнения информации о доиндексации. Реже, но все-таки возможны случаи, когда мошенники приходят домой к пенсионерам под видом социальных работников. Они могут предлагать помощь в оформлении перерасчета, требуя за это деньги или доступ к личным документам».
Дело не только в возрасте
Принято считать, что у пенсионеров, людей пожилого возраста снижается способность к критическому мышлению. Они якобы привыкли безоговорочно верить, если им звонят из «органов» или «государственных учреждений», и именно поэтому они чаще всего становятся жертвами аферистов. Однако статистика этого не подтверждает. По официальным данным, в 2024 году только 16,5% всех пострадавших от действий мошенников – это пенсионеры. А в 2023-м Банк России нарисовал такой портрет жертвы кибермошенников: женщина 25-44 лет со средним уровнем дохода, жительница города.
«Это очень распространенное заблуждение – ставить знак равенства между пенсионером и человеком, утратившим способность к критическому мышлению, – считает эксперт по ментальному здоровью Лада Бутрина. – Это не вопрос возраста. Это вопрос саморазвития. Если, выйдя на пенсию, человек продолжает интересоваться происходящим, читает, развивается, находит любимое дело, открывает для себя что-то новое, он сохраняет для себя возможность оценить ситуацию критично и не совершать необдуманных действий».
И все же пожилой человек, выключенный из профессиональной деятельности и проживающий отдельно от родственников, может стать более доверчивым и постепенно потерять способность к объективной оценке. Некоторые исследования подтверждают и предположение о том, что вероятность совершения мошенничества в отношении пенсионеров связана с так называемой «идеологической виктимностью», обусловленной образом мышления человека из социалистического общества.
А потому Социальный фонд РФ в очередной раз рекомендует российским пенсионерам не доверять сомнительным предложениям и не пользоваться платными услугами. Никаких дополнительных заявлений на доиндексацию пенсий подавать не нужно, все будет сделано автоматически.
«Получить консультацию можно через контакт-центр по социальным вопросам. Операторы круглосуточно отвечают на вопросы о пенсиях, детских пособиях и социальных выплатах по бесплатному федеральному номеру 8-800-1-00000-1. Для получения личной консультации по вопросу, требующему получения и обработки персональных данных (ФИО, дата рождения, СНИЛС, паспортные данные), всегда можно обратиться в клиентскую службу СФР по месту проживания или пребывания; в электронную приемную фонда, в любое время 24/7; на портал Госуслуг», – говорится на официальном сайте Социального фонда.
Это база
Аферисты стараются обходить защиту сотовых операторов, а потому чаще всего звонят через мессенджеры. Они всегда торопят и пугают – чтобы собеседник как можно скорее выключил мозг и поддался эмоциям. Они активно используют цифровые технологии – например, могут снять голос и изображение человека, чтобы потом отправлять сообщения его близким.
Вступив в общение с мошенниками, каждый рискует. Кто-то может потерять деньги, кто-то и вовсе жилье и свободу. А потому есть универсальные правила, которые помогут не стать жертвой обмана. Они – базовые, то есть работают для всех, независимо от возраста, профессии и IQ.
«Не принимайте моментальных решений под влиянием звонков или сообщений, – советует Антон Лукаш. – Если вам позвонили с тревожным сообщением, возьмите паузу 90 секунд. Полутора минут достаточно, чтобы прийти в себя, нормализовать гормональный фон и стабилизировать эмоции. Позвоните близким людям и попросите у них совета. Наберите номер полиции и сообщите о возможном преступлении. Будьте на связи со своими пожилыми родственниками – если все время занято, насторожитесь: их в этот момент могут обрабатывать мошенники».
И еще раз: никогда и никому не сообщайте по телефону данные банковской карты, коды из СМС, логин и пароль от Госуслуг. Сотрудники Социального фонда и других государственных органов никогда не запрашивают такую информацию по телефону.
Если вам сообщили о доиндексации, самостоятельно свяжитесь с Пенсионным фондом или перепроверьте информацию на официальном сайте Госуслуг.
Не переходите по ссылкам из СМС и подозрительных писем: вводите адрес сайта Госуслуг или Пенсионного фонда вручную в адресной строке браузера.
Если вам предлагают какие-либо услуги, связанные с индексацией пенсии, за которые нужно заплатить, это явный признак мошенничества.
Предупредите своих пожилых родственников, расскажите им о возможных мошеннических схемах и помогите им защитить свои данные.
Будьте бдительны!