Святыню на брусчатку
Храм Александра Невского построили в центре Царицына после событий 1888 года. Тогда в железнодорожной катастрофе у станции Борки чудом не погибла царская семья во главе с самим Александром III. В официальной печати того времени спасение интерпретировали как чудесное и в честь этого события стали возводить храмы и соборы. Собор Александра Невского в Царицыне строили пятнадцать лет за счет средств муниципалитета, пожертвований знатных купцов и простых прихожан.
Здание шестикуполного храма даже по современным меркам впечатляет своим масштабом: его ширина составляла 41,5 метра, длина 51 метр, а высота 57,5 метра. На внутреннюю отделку святыни ушло два года. Церемония освящения собора состоялась 19 мая 1918 года. Кто знал, что через четырнадцать лет от жемчужины Царицына останутся лишь руины да груды перебитого кирпича, которым впоследствии вымостили центральные улицы города.
В 1932 году большевики уничтожили собор Александра Невского путем направленного взрыва. Как значится в документах тех лет, собор подорвали для «нужд социалистического строительства». Пишут также, что руководители работ по уничтожению храма получили щедрые премии.
Разговоры о восстановлении храма на его историческом месте велись давно. Многие волгоградцы были уверены, что дальше слов дело так и не зайдет. Но решение принято: собор Александра Невского будет возрожден. В ноябре 2015 года идею поддержал губернатор Андрей Бочаров. «Считаю, что вера очень много значит для людей», заявил он, отметив, что принципиальная позиция областных властей: строительство должно вестись без привлечения бюджетных средств.
Возродить, нельзя забыть
Храм Александра Невского, который вырастет в затрибунной части площади Павших борцов, станет сердцем города. Публичные слушания по проекту строительства церкви собрали рекордное для Волгограда количество человек. Решили: новый храм должен стать точной архитектурной копией разрушенного большевиками собора. Это будет собор классического византийского стиля вместимостью 1800 прихожан одновременно. Высота, длина, ширина храма – все будет точь-в-точь как у собора царицынской эпохи. И строить его будут так же, всем миром.
– Чтобы отстроить такой собор, нужно огромное количество средств, – говорит протоиерей, наместник Казанского кафедрального собора Вячеслав Жебелев. – Поэтому наш общий храм будем строить все вместе. Люди уже сейчас жертвуют деньги, кто-то приносит стройматериалы, есть те, кто сами готовы бесплатно работать на строительстве. Только там, объединившись все, мы построим наш собор. Каждый из нас может стать причастным к возведению святыни.
По словам главного архитектора проекта межевания Владимира Касимовского, строительство храма такого уровня – дело не одного и даже не пяти лет. Стройка может продолжаться десятилетие.
– Работы будут вестись в границах улиц Мира, Володарского, Коммунистической и Гоголя, – рассказывает Касимовский. – Зеленый сквер, согласно планам, сохраним и реконструируем. Изменится и организация транспортного движения – центр города станет пешеходным, для удобства жителей между улицами Гоголя и Коммунистической построят подземный переход. Улица Гоголя по-прежнему останется проезжей и продлится до проспекта Ленина.
Предполагается, что проехать к храму можно будет с улицы Володарского, а участок улицы Мира до детского центра с выходом в пойму Царицы тоже станет пешеходным.
Подъезд к храму и НЭТу будет проходить с улицы Володарского. Участок улицы Мира до детского центра с выходом в пойму реки Царицы тоже предложено сделать пешеходным.
Храм как сердце
Восстановление собора называют актом исторической справедливости и церковные сановники, и историки, и простые горожане. Сердцем города, его духовно-культурным центром, должен стать именно собор.
– Этот собор станет настоящим украшением Волгограда, – считает отец Христофор, настоятель храма Святого Равноапостольного князя Владимира. – Храм – это не просто место, куда с верой приходят люди. Это духовный и культурный центр местности, где он построен. Посмотрите, где сегодня расположены городские церкви: это помещения бывших кинотеатров, домов культуры, даже вагончики и полуподвальные здания переделывали под храмы. Естественно, развить рядом нужную инфраструктуру не получалось.
Поэтому, считает отец Христофор важно отстраивать соборы заново, с нуля.
– Только у новоотстроенного храма будет своя неповторимая эстетика, – продолжает священник. – Судите сами: в храмах, которые превратили таковые из зданий социально-культурного быта, не всегда верно выстроена архитектура помещений, иногда не хватает места для церковного хора. А хор в храме обязательно должен быть. Чтобы он красиво звучал, нужно расположить его на балконе, а у нас в храмах зачастую и балкона нет. И стоят хористы, мучаясь от тесноты и жары, где-нибудь с краю, сбоку.
Около храма Александра Невского появится благоустроенная зеленая зона, на территории которой могут гулять все желающие, а не только прихожане.
Пока же, на время строительства, территорию будущей святыни обнесли оградительным забором. Вскоре его задекорируют баннерами с фотоснимками старого Царицына, чей жемчужиной был храм Александра Невского. Известно, что роспись храма, витражей, кресты и купола будут выполнены на российских производствах.
Прямая речь:
Роман Шкода, волгоградский краевед:
– В 1932 году по всей стране началась активная кампания по сносу церквей. Храмы разрушали везде, но особенно пострадал в этом плане в то время Сталинград. Был даже провозглашен лозунг: «В Сталинграде не должно остаться церквей». В городе снесли почти все церкви, даже имевшие выраженное историческое значение. Вместо разрушенных, взорванных храмов построили очень добротные, хорошие здания – это и Дом Коммунальщиков, Крайком ВКП(б), Дом Местной промышленности. Но эти новые дома не простояли и десяти лет, все было уничтожено во время Великой Отечественной войны. Город стал тусклым, унылым, несмотря на грандиозное послевоенное строительство. Считаю, что восстановление главного собора – это снятие проклятия с нашего города. Как только Собор возродится, начнет возрождаться и город: духовно, культурно, экономически.
Андрей Серенко, политолог:
- Конечно, я за собор! Буддистский храм в Элисте, построенный 10 лет назад, стал символом Калмыкии и гордостью элистинцев. Хотя сначала тоже было много визга - мол, не то строим. Однако время показало, что Кирсан Илюмжинов, построивший Хурул, оказался прав. В Астрахани прекрасный православный храм является центром, вокруг которого формируется символическое городское пространство. Астраханский собор и прилегающая к нему земля - гордость горожан, образцовая площадка культуры и общественного порядка. А что в Волгограде? А у нас оказывается для многих символом города является площадь Павших борцов - то есть, закатанное в асфальт пустое место.