Дело на 3 рубля
Внедрение системы «Платон» остается в России одной из самых горячих тем вот уже третью неделю. Согласно новому закону с 15 ноября проезд автомобилей массой свыше 12 тонн по федеральным трассам становится платным. Пока тариф составляет 1,53 рубля за километр пути, но с 1 марта 2016 года и до конца 2018 года он будет повышен до 3,06 рубля. Все собранные средства планируется направлять в Дорожный фонд.
Однако федеральный центр готов поделиться доходами с территориями. На минувшей неделе стало известно об инициативе Минтранса РФ распределять дополнительно полученные средства не только на ремонт федеральных трасс, как это оговаривалось ранее, но и на строительство ключевых обходных объектов в регионах. Волгоградская область, благодаря такому решению, может досрочно завершить возведение путепровода через Ахтубу – это второй пусковой комплекс моста через Волгу.
– В федеральном министерстве фактически решен вопрос о выделении Волгоградскому региону дополнительных средств на этот объект, – сообщили в облкомтрансе. – Мост обеспечит беспрепятственный проезд транспорта со стороны Волжского и Республики Казахстан на Третью продольную магистраль Волгограда и далее выход на Москву, Ростов-на-Дону и Саратов.
Отраслевые эксперты уверены, что возведенный на деньги «Платона» мост через Ахтубу станет спасением для перегруженных магистралей Волгограда. Как следствие – исчезнет проблема пробок в районе Мамаева кургана. Специалисты напоминают, что 56% от общего размера вреда, наносимого городским дорогам, приходится на фуры массой свыше 12 тонн. Приводятся такие цифры: один 20-тонный грузовик создает такую нагрузку, которая равна проезду 20 тыс. легковушек.
Ход «Улиткой»
Но владельцев транзитных фур проблемы местных магистралей мало волнуют – их заботит необходимость платить за проезд. Добиваясь отмены этой инициативы, 19 и 20 ноября волгоградские дальнобойщики приняли участие в общероссийской акции протеста «Улитка». Несколько десятков большегрузов в течение часа на скорости 5–10 км в час двигались по Третьей продольной магистрали от Дзержинского района до Ворошиловского на «аварийке», создавая серьезные помехи. Из-за этого многие волгоградцы попали в пробки. И пока дальнобойщики критиковали новые тарифы, раздраженные жители выступили с протестом против фур, предложив вообще запретить их въезд на городские магистрали.
Сразу после ряда локальных акций протеста в десятках регионов России дальнобойщики решили «идти на Москву», назначив там место встречи для проведения своеобразной всероссийской стачки. Однако планы сорвались – водители не смогли скоординироваться и растеряли по дороге часть своих соратников. Позже протестующие заявили, что дату они переносят, дабы «дать время правительству и депутатам Госдумы , чтобы они отреагировали на прошлые акции и приняли соответствующие меры».
Между тем, как считают эксперты, ситуация с введением системы «Платон» вскрыла не одну проблемную точку в организации грузоперевозок. Обнаружилось, что среди протестующих подавляющее большинство – дальнобойщики-индивидуалы, то есть владельцы автомашин, которые сами же осуществляют подрядные работы по транзиту грузов, принимая в качестве оплаты только наличные деньги.
Такие частники преимущественно работают «в тени», а их перемещение и характер грузов, как выяснилось, почти никак не контролируются. Подавляющее большинство дальнобойщиков-индивидуалов имеют южную прописку, в основном на Кавказе, и занимаются развозкой овощей и фруктов. В других регионах водители больше заняты промышленным транзитом и здесь выше уровень их вовлеченности в реальный, «белый» сектор экономики.
Больше трех не собираться
Введение «Платона», где фиксируются количественные параметры перевозок, неизбежно заставит дальнобойщиков выйти «из тени» и работать цивилизованно. Именно поэтому эксперты уверены – для многих водителей проблема заключается даже не в тарифах за проезд, а в том, что регистрация в системе неизбежно вызовет налоговые последствия, к которым владельцы фур явно не готовы.
Есть еще один аспект актуальности введения «Платона» – террористическая и личная безопасность граждан. Если на железнодорожном транспорте перевезти контрафакт, а тем более оружие и боеприпасы практически нереально, то грузовой для этих целей используется очень активно.
Именно частные большегрузы являются в России основным способом перевозки контрафактных и запрещенных грузов. Все, что находили сотрудники ФСБ, ФСКН, в основном перевозилось в грузовом транспорте. Поэтому контроль над грузоперевозками – это еще и повышение уровня безопасности.
Между тем Госдума намеревается в ускоренном режиме рассмотреть законопроект о приравнивании автопробегов к митингам. Профильный комитет Госдумы, как ожидается, одобрит и рекомендует принять в первом чтении и сразу в целом законопроект о приравнивании автопробегов к демонстрациям, а оборудование палаточных городков – к пикетированию. В пояснительной записке к законопроекту авторы объясняют необходимость нововведений тем, что автопробеги могут выливаться в стихийные протесты и приводить к массовым беспорядкам.
Отметим, что поправки в закон о митингах были разработаны МВД и внесены в Госдуму ранее – в конце сентября, но очевидно, что протестные акции дальнобойщиков придали законодательное ускорение этому документу.
В случае одобрения законопроекта депутатами Госдумы демонстрацией будет считаться «организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации». За нарушение закона будет предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 300 тыс. руб., для юридических лиц – до 1 млн руб.