МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Волгоград

"Волгоградавтодор" обнародовал результаты проверки о предполагаемом хищении в дорожной сфере

На минувшей неделе «Волгоградавтодор» разместил на сайте госзакупок свой заказ на закупку 15 тысяч тонн битума за 236 млн 285 тысяч рублей. Стоимость битума, которая на первый взгляд превышала среднюю рыночную, не могла быть оставлена без внимания, и сразу заинтересовала «МК-Волгоград», редакция которого начала независимое журналистское расследование. 

Больше поставщиков – хороших и разных

История, получившая широкий общественный резонанс, началась с того, что на сайте госзакупок общественные активисты обнаружили конкурсный подозрительный заказ ОГУП «Волгоградавтодор". Проанализировав предложение битума на рынке, активисты поставили под сомнение расходование бюджетных средств "Волгоградавтодором», который, по их мнению, собирался закупить битум для дорожного строительства по завышенной на 80 млн. руб. цене.

Позже информация о «подозрительном конкурсе» появилась и в проекте ОНФ «За честные закупки». Фронтовики даже внесли эту закупку в раздел «сомнительных».

Действительно, произведя мониторинг различных коммерческих предложений битума, легко обнаружить, что среднестатистическая цена за 1 тонну этого вещества марки БМД 60/90 колеблется в России от 9 до 11 тысяч рублей. Произведя несложные подсчеты, можно было предположить, что «Волгоградавтодор» собирался закупить битум по 15 752 руб., что почти в 1,5 раза превышает рыночную стоимость.

Еще одна подмеченная странность – единственным участником конкурса и соответственно его победителем стало ООО «Росдорбитум». Активистов смутило, что компания с уставным капиталом 10 тысяч рублей, зарегистрированная 4 апреля 2014 года и еще в июне не допущенная до участия в конкурсе, заключает контракт на столь крупную сумму.

В общем, «битумная» тема сразу приобрела широкий общественный резонанс. Ведь борьба с коррупцией – одно из главных стратегических приоритетов, декларируемых губернатором Андреем Бочаровым, который неоднократно говорил, что деятельность абсолютно всех госкомпаний, в том числе и в сфере госзакупок, должна быть открытой и абсолютно прозрачной.

Сомненья – прочь!

С целью разъяснения сложившейся ситуации мы попросили руководство «Волгоградавтодора» разъяснить позицию предприятия по этому вопросу. Отдадим должное, в компании не стали уходить от вопросов, но решили, что на пресс-конференции это будет сделать более удобно. Кроме того, было принято решение, что в пресс-конференции примут участие и представители общественности.

На пресс-конференции представители «Волгоградавтодора» и общественного совета при минтрансе постарались предметно разъяснить, что активисты несколько погорячились с претензиями и в своих расчетах не учли ряд факторов, влияющих на конечную цену. В частности речь шла о транспортной логистике, а также особых условий поставки, которые «Волгоградавтодор» выдвинул в качестве обязательных условий госзаказа.

– Данная закупка была опубликована на официальном сайте госзакупок, – отметила начальник отдела договорной и закупочной деятельности ОГУП «Волгоградавтодор» Светлана Козырева. – Поэтому любое лицо, выразившее заинтересованность принять участие в данной закупке, могло подать свою заявку. Перед тем, как установить данную цену, естественно, наша организация проводила исследования существующих цен на битум. На наше предложение откликнулись два поставщика, которые предложили свои цены, причем с доставкой на их транспорте. Мы выбрали минимальную цену, и установили ее в качестве начальной, максимальной цены нашей закупки.

С точки зрения соблюдения 223 закона (ФЗ № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». – Прим. ред.), по словам Козыревой, «Волгоградавтодор» формально выполнил все пункты организации конкурсных процедур.

Важно отметить условия, которые «Волгоградавтодор» выдвинул для потенциальных поставщиков. Это отсрочка платежа не позднее 45 календарных дней с момента поставки партии товара, осуществление поставки по заявкам заказчика в течение 3 дней и кредитная линия 40 млн рублей.

Без компромиссов

Начальник отдела материально-технического снабжения ОГУП «Волгоградавтодор» Сергей Новиков сообщил участникам пресс-конференции, что информация, согласно которой в регионе есть реальные поставщики, способные поставить битум по 11 и даже 8 тысяч рублей за тонну не соответствует действительности.

Кроме того, по словам Козырева, в отпускные цены не заложена стоимость доставки. К примеру, ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» предлагает битум по 13 600 рублей за тонну, при этом предприятие, как и подавляющее число поставщиков, работает по стопроцентной предоплате.

Большую роль в формировании стоимости битума, по словам Новикова, играют также транспортные расходы. По данным ежеквартального «Бюллетеня индекса цен в строительстве Волгоградской области», стоимость перевозки тонны битума с волгоградского нефтеперерабатывающего завода в город Урюпинск (расстояние – 370 км) во втором квартале 2014 составила 4455 рублей (без НДС), доставка до Палласовки (расстояние – 330 км) обходилась в 4013 рублей (без НДС).

Новиков отметил, что в стоимость госзаказа доставка до региональных районных подразделений уже включена. Битум БМД 60/90, поставляемый «Росдорбитумом» для «Волгоградавтодора», производится волгоградским и саратовским нефтеперерабатывающими заводами.

Председатель ВРО ООД «Движение автомобилистов России», председатель общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Армен Оганесян, в свою очередь, продемонстрировал присутствующим документы, подтверждающие слова Новикова. Оганесян посоветовал активистам «учиться перепроверять и анализировать информацию, прежде чем поднимать шумиху».

В ответ на упреки активисты сообщили, что продолжат расследование и что они уже отправили запрос в Федеральную антимонопольную службу на проверку факта обоснованности цены при покупке битума ОГУП «Волгоградавтодор» у компании «Росдорбитум».

Экспертное мнение:

Константин Глушенок, член ревизионной комиссии регионального отделения ОНФ:

– Исследование возникшего вопроса – вполне нормальный рабочий процесс. На мой взгляд, только тщательный скрупулезный контроль на всех этапах поможет нам решать общественные проблемы. По всей видимости, вскоре по инициативе ОНФ все крупные закупки будут проходить обязательную общественную экспертизу. Я хочу поблагодарить ребят за неравнодушие и проявленную инициативу, ведь именно благодаря им расставлены все точки над «и» в этом вопросе.

Юрий Чекалин, председатель комиссии по противодействию коррупции Волгоградской областной думы:

– Мы внимательно следим за этой и другими ситуациями, которые возникают в процессе организации конкурсных процедур госзакупок. Будем досконально изучать все эпизоды, касающиеся возможных фактов коррупции и злоупотреблений в этой сфере деятельности. Считаю, что задача нашей комиссии заключается в том, чтобы в кратчайшие сроки выстроить максимально плотный законодательный барьер, который позволит минимизировать даже риски возникновения предпосылок для различных махинаций. В своей работе будем опираться не только на профессионализм правоохранительных органов, но и на жителей региона, имеющих активную жизненную позицию и которым не безразлична судьба нашего региона. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах