– На ваш взгляд, насколько санкции повлияют на российский молочный рынок?
– Если говорить в целом о рынке молочной продукции, то поставщики из зоны Евросоюза занимали всего 15% рынка.
– Речь идет о прямом импорте?
– Да, безусловно. Поэтому особых проблем с бесперебойной поставкой молочной продукций лично я не вижу.
– Но как быть с теми предприятиями, которые имеют акционеров из стран, попавших в санкционный список? Пример финской Valio, которая объявила о прекращении поставок своей продукции в Россию, может оказаться не единичным случаем.
– У Valio всего один завод в России, и, насколько мне известно, работу он не планирует прекращать.
– Но риски такие в отношении предприятий с зарубежными акционерами есть, в том числе и в Волгограде. Если и они примут решение свернуть свои производства?
– Я не думаю, что с рынка уйдут такие транснациональные бренды, как Pepsi и Danon. Они не будут закрывать заводы, вывозить оборудование и т. д., потому что они очень сильно интегрированы и это будет сильнейший удар по бизнесу, по котировкам акций компаний.
– Но структурных изменений на молочном рынке не избежать?
– Все предприятия зарегистрированы в России, они прибыльны, я не думаю, что кто-то будет ломать успешный бизнес.
– Но если Евросоюз будет давить, в том числе законодательно?
– Смена состава акционеров – наиболее вероятный худший сценарий развития. Я думаю, желающих приобрести готовый прибыльный бизнес среди российских предпринимателей найдется немало.
– Готовы ли российские производители к импортозамещению в полной мере?
– Я уверен, что любой производитель молочной продукции и в регионе и в стране может легко увеличить объем производимой продукции до 20% без особого напряжения.
– Какая реакция ваших крупных контрагентов, в частности ритейлеров?
– О каких-то системных мерах со стороны ритейла говорить пока рановато, потому что никто из них не был ориентирован на молочную продукцию стран Евросоюза. К тому же, все договора на поставки подписаны до конца года. Пока делать выводы еще рано.
– Пересматриваете ли вы свои бизнес-планы в отношении выпуска сыров, так как этот вид продукции пострадает от санкций больше других?
– Да, количество твердых сыров уменьшится однозначно, потому что производители будут переориентированы на выпуск цельномолочной продукции, тем самым уменьшится сырьевая база для приготовления сыров. Поэтому на этих ожиданиях сегодня активно ведутся закупки крупными предприятиями сыров, произведенных сегодня для их последующей реализации.
– Будут ли предпринимать ваше предприятие какие-то личные или совместные активные действия, чтобы использовать сложившуюся конъюнктуру рынка в свою пользу? Будет ли сделана попытка агрессивной экспансии на рынок?
– На сегодняшний день 70% торговых полок в сетевых магазинах принадлежит двум брендам и предпосылок, что данное соотношение изменится, пока нет. Но если санкционный режим повлияет на сети и откроет нам двери туда для поставки своей продукции – мы однозначно этим воспользуемся. В октябре начнется новая договорная кампания, и в ходе нее такие возможности могут появиться.
– Одним из провозглашенных основания для введения санкций – желание государства таким образом поднять российский АПК. Может быть, есть смысл выступить со встречной корпоративной инициативой?
– Возможно. Мы подготовим свои предложения на этот счет, хотя привыкли рассчитывать в основном на собственные силы.
– Какие условия, в частности кредитные ставки, были бы приемлемыми для того, чтобы быстро расширить производственные мощности?
– Если бы процентные ставки не выходили за 10% – это бы существенно повлияло на ситуацию. Но помимо снижения процентных ставок, необходимо, чтобы это были «длинные деньги» – от 5 лет и более. В сфере АПК, я считаю, это одно из обязательных условий. Только тогда мы в полной мере можем увидеть эффективность от вложенных средств.