Говоря об импортозамещении, Медведев особо подчеркнул, что речь идет об отказе от иностранной продукции только в том случае, если на территории РФ производятся ее аналоги.
– Например, тот или иной вид автомобиля или спецтехники, которая также есть и за рубежом, мы будем покупать то, что сделано на территории нашей страны, – разъяснил премьер-министр на своей странице в одной из социальных сетей. – Разумеется, те товары, которые у нас не производятся, не окажутся под запретом для госзакупок. Это к часто задаваемому вопросу о медицинской технике.
По мнению президента Волгоградской торгово-промышленной палаты Вадима Ткаченко, это правильное и необходимое решение и ничего необычного в нем нет.
– Внутри рынков США и Европы очень много ограничений, направленных на поддержку своего производителя, так почему же мы должны отказывать нашим производителям? В том числе и производителям техники. Сегодня мы не найдем ни одной отрасли (может быть за исключением оборонного комплекса), где бы ни использовалась импортная техника. И эту ситуацию надо менять в пользу наших производителей.
Самой проблемной Вадим Ткаченко называет отрасль медицины.
– Конечно, при отказе от импортной техники в пользу отечественной нужен грамотный взвешенный подход, чтобы не было ущерба для людей, а это будет актуально для отрасли здравоохранения и экономики, – отметил эксперт. – Вообще, проект импортозамещения – это попытка затащить импортных производителей в Россию, чтобы они открывали свои заводы у нас, а таким образом техника, произведенная в России, будет нашей. Но для этого мало лишь запретить. Это должен быть комплекс мер. Надо принимать программу импортозамещения, вводить налоговые льготы, пошлины, поднимать науку и т. д. И запрет Медведева не должен быть единственной мерой, иначе толку не будет.
По мнению финансового аналитика Карена Туманянца, программа импортозамещения сегодня не имеет шансов быть осуществленной на практике.
– Это не более чем политическое заявление, говорить о полном импортозамещении сегодня не приходится, – считает аналитик. – Это решение выглядит очень простым, и в то же время эффектным, однако вопрос в другом: нужно создавать мощные стимулы для эффективного расходования средств бюджетными учреждениями. Вообще, что касается техники, то есть такое понятие как полная стоимость обслуживания – она складывается не только из покупной цены, но и из техобслуживания, расходов на материалы. И если при покупке российский образец кажется дешевле, то, просчитав, например, год владения такой техникой, окажется это все не столь уж экономным вариантом.
Туманянц также уверен, что такие громкие заявления хоть и звучат патриотично, в реальности чаще всего не могут быть прикладными.
– Есть смысл стимулировать собственное производство поступательно, а не из-за обрушившихся санкций, – считает Туманянц.