МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Волгоград

Семь кругов ОСАГО

Волгоградские автолюбители столкнулись с реальной проблемой оформления полисов автогражданской ответственности

4 июля Государственная Дума в третьем окончательном чтении приняла обновленный законопроект обязательного автогражданского страхования (ОСАГО), который обсуждался несколько лет правительством, законодателями и экспертным сообществом. Изменений в законе много, и все они направлены на то, чтобы отрегулировать этот рынок и предотвратить крах рынка автострахования, проблемы которого в полной мере отражаются сегодня в ситуации с полисами ОСАГО.

Безвременные трудности

Работа над законом шла около полутора лет: первые поправки были внесены в декабре 2012 г., первое чтение прошло в апреле 2013 г., второе – 2 июля 2014 г. Авторы уверены, что законопроект должен, в частности, предотвратить полный коллапс сферы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Сегодня бизнес страховщиков трещит по швам, застрахованные недовольны качеством предоставляемых услуг, и их споры зачастую решаются в суде.

Именно с затягиванием принятия нового закона многие эксперты связывают критическую ситуацию с полисами ОСАГО, которая сложилась сегодня на волгоградском рынке автострахования. С начала года страховщики, фактически, саботируют выдачу полисов до срока, ожидая, когда вступят в силу новые тарифы на ОСАГО.

Многочисленные автомобилисты Волгограда, у которых подошел срок продления срока страховки, стали заложниками ситуации и крайне возмущены тем, что могут лишиться права управлять личным транспортом из-за невозможности быстро оформить страховой полис. Страховщики всеми правдами и неправдами сейчас стараются выдать как можно меньше полисов ОСАГО или пытаются навязать разнообразные дополнительные страховые опции, например, страхование жизни, из-за чего общий размер выплат клиентов возрастает в цене в 2-3 раза.

«Никогда такого еще не было, – возмущенно говорит один из автомобилистов Владимир Грачев. – У меня автомобиль «Ока» 2005 года, я обратился в компанию «Росгоссстрах», но там мне категорично заявили, что без дополнительного страхования жизни полис ОСАГО они мне оформить не смогут, еще и льготы за безаварийную езду не собираются учитывать. Я прибегнул к услугам компании «СОГАЗ». Но здесь я тоже столкнулся с проблемой – большая очередь. Обслуживает один менеджер. Перекличка каждый день. Вот уже полторы недели вынужден отмечаться в списках, в которых записано около 130 человек. При том, что в день обслуживаются 6-7 человек».

Такие же проблемы и у другого автомобилиста Сергея Баграбанова. «Мы уже вторую неделю ежедневно подтверждаем свою очередность в списках, – говорит он. – Нам сказали, что только привилегированные клиенты компании имеют право на внеочередное обслуживание, остальные – в порядке живой очереди».

Глухота государственного масштаба

Представитель филиала компании «Россгострах» Антонина по нашей просьбе так прокомментировала сложившуюся ситуацию: «Это результат госполитики по ОСАГО. Государство нас не слышит. К тому же проценты с продажи полисов нам уже не платят, сколько бы полисов я не продала. ОСАГО не в приоритете и предлагать полисы без дополнительных услуг для нашей компании невыгодно».

Аналогичные ситуации складываются и в других крупных компаниях-страховщиках нашего региона. В частности, «Ингосстрах», «РЕСО-гарантия», где мы побывали, действуют в схожей манере – полисы ОСАГО выдаются по спискам, в некоторых компаниях запись ведется уже на август. Обстановка в самих офисах продаж накалена до предела. Люди скандалят, ругаются с персоналом страховых компаний, между собой за место в очереди. Зафиксированы случаи, когда утихомиривать разгоряченных автовладельцев приходилось наряду полиции.

Количество агентов, специализирующихся на выдаче полисов ОСАГО страховые компании увеличивать принципиально не хотят, мотивируя тем, что это не предусмотрено штатным расписанием. Это тем более странно, так как еще недавно количество агентов, повсеместно предлагавших полисы, лишь немногим уступало численности самих автомобилистов.

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области подтвердили, что знают о сложившейся ситуации и предлагают автомобилистам активнее отстаивать свои права. «Если в страховой компании вам отказывают в услуге, ссылаясь, например, на отсутствие бланков, или выставляя условие – взять дополнительную услугу, можно и нужно написать заявление в адрес страховщика, – говорит представитель УФАС Полина Шкаруппо. – В заявлении необходимо попросить заключить договор без предоставления дополнительных услуг. Ссылаясь при этом на закон «О защите прав потребителей». В течение 3-5 дней ваше письменное заявление должно быть рассмотрено. Письмо нужно направить в главный офис компании. Если в ответ на ваше заявление приходит отрицательный ответ или ваше заявление попросту игнорируется – смело обращайтесь в суд».

Прав тот, у кого больше прав

Правозащитники также уверяют, что в данной ситуации правота – на стороне автолюбителей. «В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), – говорит Виталий Осадчий, начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора. – Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. В случаях навязывания дополнительных услуг страхования гражданин имеет право письменно обратиться к нам в консультационный центр, расположенный по адресу: г. Волгоград, пр. Ленина, 50б».

Председатель Волгоградского регионального отделения «Движение автомобилистов России» Армен Оганесян, считает, что причины проблемы со страховками не только в Волгограде и они сугубо экономические. «Эта проблема назрела давно. Страхование – это бизнес. В нынешнем виде он для страховщиков убыточен. С 2003 года, практически, не менялись тарифы, автомобильный парк страны стал более насыщен автомобилями иностранного производства, которые более дорогие в ремонте. Наконец-то правительство обратило на это внимание».

Эксперты уверены, что вступающие в силу поэтапно, в течение двух лет статьи закона, смогут не только разрядить ситуацию и оздоровить рынок автострахования, но и положительно скажутся на качестве услуг. Правда, сколько судебных издержек за это время придется заплатить страховщикам, остается только предполагать. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах