— Роман Георгиевич, почему призыв жить дружно, который был озвучен главой правительства в Волгограде, был так странно интерпретирован его соратниками? То, что произошло со спикером Совета Федерации, иначе как “зачисткой” не назовешь.
— Я воспринимаю отставку Сергея Миронова с поста спикера как первое очевидное действие тех кланов в руководстве “ЕР”, которые не разделяют логику лидера партии. Владимир Владимирович однозначно заявил: объединяйтесь во фронт и привлекайте к себе сторонников, в том числе другие партии. И буквально вслед за этим совершается совсем другое действие: главного системного оппозиционера лишают руководящей должности. Это можно объяснить двояко. Либо за словами не следуют дела, либо те направления, которые обозначил премьер, устраивают далеко не всех в руководстве партии. Бонзам действительно нужна “зачистка”, нужны враги, то есть ситуация, при которой высокопоставленные ястребы-партийцы будут как бы востребованы. Ведь сама логика объединения многих испугала. Путин неоднократно говорил, что во фронт войдут равноправные партнеры. К этому можно относиться по-разному, в том числе с иронией. Но, в любом случае, это значит, что придется делиться мандатами. Так что большинству функционеров фронт просто невыгоден. Кому захочется лишаться власти и, как следствие, возможности заработать, пристроить близких и т. д.
Идет внутрипартийная, внутриклановая война за предвыборные списки. В том числе и в Волгоградской области. Местный фронт еще не обрел даже туманных очертаний, а уже, к примеру, идет спор приглашать ли туда Максюту. В кулуарах топочат ножками и грозятся, что в объединение пройдут только свои.
— Предвыборный зуд охватил даже олигархов. Так у Прохорова не заладилось с биатлоном и он решил заняться политикой...
- Никто не скрывает, что идея “Правого дела” была когда-то инициирована кремлем. Это искусственное движение практически сразу же приказало долго жить из-за распрей своих сопредседателей. Приход Прохорова — попытка реанимировать этот странный проект. Да, к делу подключили талантливого руководителя и организатора. Молодого, эпатажного и энергичного, старающегося сменить куршевельский имидж на имидж солидного политика. При этом очевидно, что “Правое дело” с новым лидером может обзавестись стройной структурой, но где оно возьмет электоральную базу? У нас нет даже реально действующих программ, направленных на развитие малого бизнеса. Утрачены налоговые льготы. Организовать собственное дело становится все сложнее. Большинство потенциальных сторонников давно разочаровались и больше не ходят на выборы. К тому же этим людям, мягко говоря, не импонируют олигархи. С перспективами на декабрь здесь все ясно. Не исключаю, что реанимационные мероприятия проводятся с учетом более отдаленных выборов.
— Есть ли вероятность, что утихнет политический шторм, который был устроен в регионе?
— Для меня очевидно следующее. Политический кризис, инициированный группой лиц, привел к тому, что Волгоград оказался у черты, за которой вообще перестанет нормально воспринимать муниципальную власть. Возьмем городскую думу. Там в головах один вопрос — “что делать дальше?”. Депутаты находятся под двойным гнетом страха — перед роспуском и губернаторской командой. Кто и что будет возглавлять, здесь не понимают вообще. Эта ситуация является результатом политического кризиса. Очевидно, что до 2013 года никакого сити-менеджера в городе назначить не представляется возможным. Во всяком случае, по закону. Если посмотреть через эту ситуацию на декабрьские выборы, то рано или поздно начнется поиск ответственных за анархию, сложившуюся в муниципальной власти. Ведь тот, кто инициировал политический кризис, тот и нанес удар “ЕР”. А согласно замерам социологов, ущерб партия власти получила весьма существенный. И чем дальше в регионе будут уходить от путинских фронтовых заветов, замыливая глаза женсоветами и т. д., тем больше будет разочарование населения. Падение рейтинга “ЕР” является чем-то вроде стрелки барометра, которая показывает, что в регионе далеко не все в порядке. Значит, грядут перемены.
— Как вы оцениваете тот факт, что областной центр остался даже без избирательной комиссии?
— Волгоград стал единственным городом-милионником, где ее нет. Скоро мы станем единственным мегаполисом, где нет собственного комитета муниципального заказа: все аукционы будет проводить областная структура. Зато кто-то решит свои карманные вопросы. Это абсурд, но в нашем регионе он становится нормой жизни. За всем этим кроется жесткая вертикализация систем избирательных комиссий, муниципального заказа и т. д. Решено, что Волгоград ни при каких условиях не должен быть независимым. Поэтому в Дубовке можно иметь собственную избирательную комиссию, а в Волгограде нет.
— Не в последнюю очередь волгоградцев волнуют проблемы городского хозяйства. Есть ли на ваш взгляд какие-нибудь подвижки в их решении?
— Чем сейчас должны заниматься городские власти? Правильно, приводить в порядок коммунальную инфраструктуру, вести подготовку к грядущей зиме. А что мы сейчас наблюдаем? Например, тепловое хозяйство готовится к передаче в концессию или аренду неким коммерческим структурам. Никто не говорит, что это априори плохо. Просто никто не собирается публично обсуждать условия, на которых будет передаваться имущество. Если такую информацию будут держать под семью замками, то не город получит инвестиции на обновление котельных и сетей, а кто-то другой. Все-таки в крупных коммерческих структурах тоже существуют свои кланы, преследующие собственные интересы, в том числе шкурные. Благотворительностью никто заниматься не будет. Дьявол, как известно, всегда кроется в деталях. Вот их то и следует обнародовать, чтобы потом не выяснилось, например, что городское имущество оценили в две копейки.
Поразительные перемены наблюдаются в водопроводном хозяйстве. Его возглавил юрист из Нижнего Новгорода. Чем он занимается, можно только догадываться. Думаю, не надо объяснять, зачем приводят варягов на крупнейшие сетевые муниципальные предприятия. Они сделают свое дело и уедут восвояси. Нельзя допустить, чтобы сети были просто уведены в частные руки. Таких масштабных коммуникаций город себе самостоятельно создать не сможет.
Ну а следующим шагом может быть ликвидация автокоммунтранса. Уже сейчас эксперты из Нижнего Новгорода изучают его базу и технику. Не исключено, что в скором времени новые специализированные машины окажутся совсем в других руках.
Кстати, когда 6 мая Алексей Бакулин, возглавляющий в Волжском производство автобусов, активно рекламировал перед премьером идею федеральной целевой программы по обновлению парка общественного транспорта, Владимир Владимирович сделал акцент на том, что надо использовать лизинговые схемы. Именно такие схемы мы использовали в городе на протяжении последних лет, поменяв 70 процентов автобусного парка в городе. В 2011 году планировалось поставить еще 100 автобусов через государственную лизинговую компанию. Но новые власти отказались от контракта. Видимо есть более весомые проекты.
— Вернемся к политике. Позиции “ЕР” в регионе расшатываются день ото дня. Может ли областная “берлога” изменить ситуацию?
— Местное отделение действительно идет ко дну, но у него есть шанс себя спасти. Для этого необходима действительно серьезная кадровая, политическая и программная модернизация. То есть то, о чем говорили еще несколько лет назад. Ведь чтобы из номенклатурного “набора” людей получилась партия, необходима идеология, которая до сих пор не сформирована, референтные лица, от которых поспешили избавиться, а также независимость в принятии решении. Если постоянно на кого-то оглядываться, то от роли придатка никогда не избавиться. И когда то или иное лицо за полгода до выборов объявляет, что не против возглавить список, то это ставит крест на всех разговорах о демократии. Еще и конференции не было, политсовет не состоялся, а тут такое. Судя по всему, рядовые партийцы сильно обиделись: как всегда все решили без них. Все дело в системе. Еще раз повторю, “ЕР” может измениться, вот только этого не происходит. В регион приезжают политтехнологи и очень быстро понимают, куда они попали. Аналитики небезосновательно говорят, что если губернаторы и дальше будут рулить “ЕР” в регионах, то никакого фронта не будет. При этом Владимир Владимирович прекрасно понимает, что опираться на увядающую партию нельзя и поэтому пытается ее реанимировать. Так что все главные решения еще впереди.
— А вы для себя решение вынесли?
— Зачем спешить? За лето определимся. А пока приходится наблюдать как “доламывают” муниципальную власть в Волгограде, “дожевывают” ее в Волжском и сельских районах области. Это все агония, возникшая в результате кризиса. А агония не может длиться вечно.