Корреспондент «Волгоградской правды.ру» взяла комментарии у ряда экспертов в области работы с детьми. Мнения разошлись.
«Платформа Roblox позволяет пользователям играть в самые разные игры, – говорит педагог-психолог высшей категории Евгения Маргарян. – Там есть и симуляторы, и ролевые, и головоломки, и шутеры, дети даже могут сами создавать игры. В этом есть, конечно, положительный момент: ребенок может свободно логически мыслить, представлять, воображать, развиваться. Но есть и минусы, которых намного больше».
По мнению детского психолога, главные риски Roblox для детей связаны с отсутствием возрастных ограничений и бесплатной моделью с внутренними покупками.
«Ребенок может взаимодействовать со взрослыми, а психологическая стабильность и эмоциональное состояние игрока 9 и 29, 39 лет и так далее абсолютно разные, – продолжает Евгения. – Кроме того, система внутриигровых покупок на реальные деньги провоцирует необдуманные траты, а наивность детей делает их легкой мишенью для мошенников».
Все это несет серьезную угрозу для физического и психического здоровья, неокрепшей детской психики, считает специалист.
Родители бьют тревогу, дети в панике
Магистр психологии Виктория Решетникова также прокомментировала ситуацию и высказалась об усилении контроля со стороны родителей.
«Такую бурную реакцию у детей вызывает скорее не сам запрет, а лишение многих любимой игры без веских, как показалось детям, на то причин, – отмечает Виктория. – В моих чатах также активно обсуждают это решение. Мне очень жаль, что заблокировали Roblox. Наверное, наше любимое государство хотело как лучше, но, к сожалению, плохих людей в реальной жизни намного больше, чем в игре».
С точки зрения психолога, блокировка негативно повлияла на многих детей, которые лишились любимой игры, и было бы правильнее усилить контроль со стороны родителей, объяснить детям, что нельзя общаться с чужими людьми и давать им свои данные, а не запрещать полностью игру.
«Либо же сделать ограничение по возрасту, как поделилась со мной комментарием моя подписчица Анфиса Татаренко», – говорит Решетникова.
Дофаминовая яма
Психолог Виктория Решетникова убеждена, что с точки зрения психологии запрет Roblox не может повлечь психическую травму. Ведь, когда вводится запрет, можно наблюдать классическую реакцию утраты и дофаминовую яму. Мозг ребенка привык к быстрым стимулам (дофамину), которые они получают в процессе игры. Резкий запрет вызывает физиологическое ощущение раздражения и гнева.
«Но есть и хорошие новости: психика ребенка пластична, и она адаптируется к запрету через 2–3 недели, если правильно организовать процесс, – утверждает специалист. – Вместо того чтобы бояться психотравмы, я рекомендую сосредоточиться на контейнировании эмоций ребенка. Ребенок имеет право злиться, плакать и горевать по своему цифровому миру. Задача родителя – быть рядом и выдержать его эмоции. Дофамин можно замещать: настольные игры, прогулки на свежем воздухе, совместные просмотры фильмов».
Виртуальный протез общения
Детский психолог Евгения Маргарян добавляет, что в игре Roblox гораздо легче общаться, выстраивать отношения, чем в реальной жизни.
«Они общаются там в сокращенных формах: "ок", "там", "ну", используют сокращение слов до первых двух слоговых делений – для них это вполне нормально, – замечает Евгения. – Теперь попробуйте так пообщаться в реальной жизни, когда вам потребуется объяснить свою точку зрения учителю, поговорить с врачом в поликлинике…»
Выполнение домашних заданий превращается в пытку, потому что после игры ребенок становится рассеянным, он не может собраться. Память, речь, мышление – все страдает, убежден специалист.
«И все это полностью накладывает некую "профессиональную" деформацию, особенно у подростков, когда они и так сейчас находятся в половом созревании, у них проявляется нестабильное эмоциональное состояние, – подчеркивает эксперт. – Психика настолько меняется, что полчаса назад у ребенка могло быть прекрасное настроение, а сейчас он расстроился и заплакал. Такое состояние нужно корректировать, и не с помощью видеоигр, а с помощью различных кружков и секций».
С точки зрения Евгении Маргарян, многие печальные ситуации с психологической деформацией у детей, описанные в СМИ, складываются под влиянием компьютерных игр, которые находятся в том числе и на платформе Roblox.
«На мой взгляд, блокировка платформы Roblox – это первый шаг, – замечает детский психолог. – Мы, взрослые люди, должны говорить детям о том, что это не конец жизни, что все и всегда делается в нашей стране и нами, взрослыми, во благо детей. Потому что именно взрослые должны рассказывать и объяснять ребенку, что хорошо, а что плохо».
Родители массово обращаются к психологам
«Большое количество родителей, пришедших на консультацию ко мне, были встревожены, отмечали негативное влияние популярной игры на их детей, – поясняет Евгения Маргарян. – По их словам, ребенок стал демонстрировать неадекватное поведение: его реакции на ограничения стали несоразмерными, появились вспышки немотивированной злости. Во время консультации мы выясняем, в какую же игру играл ребенок? И этой игрой оказывается Roblox. И, когда они удалили вот это приложение, ребенок на какое-то время стал прежним, перестал злиться, стал спокойнее, в итоге его поведение нормализовалось».
Не узнают своих детей
«Многие родители, например, говорят, что они "не угадывают" своего ребенка, – подчеркивает Евгения. – В итоге они обращаются за помощью к психологам, медицинским психологам, даже к неврологам. И кто же там такой "страшный"? Не игровые монстры, конечно, а тот, кто по ту сторону экрана. Ребенок может общаться с незнакомым взрослым и, как следствие, сталкиваться с кибербуллингом, попадать под психологическое давление и, конечно, быть вовлеченным в бесконечные покупки внутриигровой валюты».
Психолог не сомневается: родителям нужно запастись терпением. По ее мнению, эта игра вызвала такую эмоциональную зависимость у детей, что ранее любые ограничения со стороны родителей, например установка «родительского контроля», порождали масштабные, серьезные ссоры внутри семьи. Что уж говорить теперь, когда игру и вовсе заблокировали.
«Я, как мама 2 детей школьного возраста, считаю, что безопасность на первом месте, – говорит Мария Б. – Если были приняты такие меры (игра заблокирована), значит, были основания и с безопасностью там действительно проблемы. В игре дети очень уязвимы, они увлекаются, входят в роль. Я, конечно, учу детей правилам поведения в Сети, мы много об этом говорим. Но ведь даже взрослым сложно противостоять мошенникам, что уж говорить о детях».
И немного другое мнение
Победитель всероссийского конкурса «Учитель шахмат – 2019» Михаил Яхтенфельд считает, что любой запрет имеет эффект только тогда, когда есть альтернатива.
«Отсутствие альтернативы, как правило, приводит к более тяжелым последствиям, – отмечает Михаил. – Прежде чем что-то запрещать, нужно предложить замену».
По его мнению, в случае с Roblox альтернативу предложить непросто. Roblox – это огромное пространство, целая вселенная, множество игр. Это система определенной личной самореализации для ребенка.
«Поэтому запрет платформы, где у ребенка есть возможность сублимации своих эмоций, – это опасное средство, – продолжает тренер-преподаватель. – Можно оказаться в ситуации, когда лекарство станет страшнее болезни. Потому что, куда пойдет выплескиваться энергия, куда денется негатив, который высвобождался в Roblox, предсказать невозможно. В Roblox по крайней мере можно наблюдать и анализировать ситуацию в целом. А скрытый, латентный выброс эмоций, как и любая скрытая угроза, практически не поддается профилактике, и его последствия почти непредсказуемы».
Педагог убежден, что в Roblox нужно установить какие-то разумные ограничения. По его словам, существовать без системы ограничений в принципе нигде невозможно.
«Но мы должны помнить, что благими намерениями вымощена дорога в ад», – резюмирует Михаил Яхтенфельд.
Евгения Маргарян, также завершая диалог, обратила внимание на то, что блокировка Roblox – момент для восстановления контакта с ребенком. Это шанс начать диалог, вместе пережить значимое для него событие, показать свою причастность к его проблемам и дать аргументированный взрослый ответ на ситуацию.