Блины сжигают на костре
– Почему вы без головного убора? – сетует Марина Колодкина, руководитель Дома славянской культуры «Жар-птица». Большим ярко-оранжевым платком крупной вязки она заботливо покрывает мою голову. – Так-то теплее и не дует.
И правда – весь праздник мне было тепло.
Следом ко мне подходит одна из берегинь, повязывающих ленточки на руки девушкам, и интересуется моим семейным положением. Сперва я удивилась, но потом мне объяснили, что от этого зависит цвет ленточки. Узнав, что я не замужем, берегиня повязала на моей руке розовую ленточку.
Между тем на поляне уже вовсю разворачивается загадочное действо. Мужчины, женщины, молодежь смыкаются в большой круг, в центре которого разгорается костер. Это жертвенник – неотъемлемый элемент обряда восхваления предков и богов. Вокруг него в большой хоровод становятся «дети и внуки богов». По очереди они славят Сварога, Велеса, Ладу, Макош, Святовита, Перуна. Не забывают и про Марену – богиню холодной зимы. Оранжевые языки пламени все выше поднимаются к небу, обдавая своим жаром славян.
Затем каждый по кругу называет свою фамилию и славит предков своего рода.
– Слава роду, возрождающему славянские традиции и славянскую культуру! – произносит Марина Колодкина.
После этого в жертву богам приносят блины, которые сжигают на костре. Они символизируют Солнце.
В древние времена славяне всегда и во всем ориентировались на солнечный цикл. С ним же связаны и четыре главных праздника. В день весеннего равноденствия отмечалась Комоедица в честь крепчающего Солнца-Ярилы, в день летнего солнцестояния – праздник, посвященный могучему Солнцу-мужу Купале, в день осеннего равноденствия – праздник в честь уходящего на покой стареющего Солнца-Световита, а день зимнего солнцестояния был ознаменован праздником в честь нарождающегося Солнца-младенца Коляды. Поэтому в отличие от Масленицы, которая не привязана к конкретной дате и зависит от Великого поста, Комоедица отмечалась древними славянами в день весеннего равноденствия, который по сегодняшнему календарю выпадает на 21 марта. Так что древние славяне встречали весну в наиболее подходящий для этого день.
Прощание с Мареной
Освобождение чучела Марены – один из ключевых моментов Комоедицы. Она находится за стеной больших снежных комьев. Марену еще называют Марой, но ни в коем случае не Масленицей, как ошибочно полагают многие. По одну сторону с чучелом Мары находятся стражницы – девочки и незамужние девушки, а по другую – мальчики и юноши, которые должны пробить снежную стену и освободить Марену. Тот, кто будет первым, имеет право поцеловать любую девочку или девушку – такова традиция.
После освобождения чучело несут к костру. Со словами «Прости, прощай, Маренушка!» ее поджигают тем же огнем из жертвенника. К чучелу любой может привязать ленту, чтобы вместе с Марой сгорело и все плохое, с чем бы человек хотел попрощаться.
С освобождением Марены «дети и внуки богов» отправляются в рощу будить духа леса – медведя, которого принято почитать в этот день. С медведем выходят и другие хранители леса – кикимора, водяной и леший. Их приглашают в хоровод, угощают блинами.
– Медведей славяне называли комами, – поясняет один из участников праздника Алексей. – Отсюда пошла и поговорка «Первый блин – комам», а не комом, как мы привыкли говорить.
То есть первый блин по традиции получает медведь, потом кикимора, водяной и леший.
Вслед за хранителями леса приходит и Масленица – Весна, белая, легкая и воздушная.
На этом праздник не заканчивается. После всех обрядов славяне отправляются пить чай, есть блины и плюшки. Продолжением Комоедицы становятся молодецкие забавы – перетягивание каната, игра в «рыбака и рыбку», «стенка на стенку». Девушки проявляют себя в умении обращаться с коромыслом, а юноши – во владении мечом, разумеется, деревянным.
В завершение праздника участники встают в прощальный хоровод и произносят речь во славу богу солнца и весны Яриле: «Слава Яриле! Слава русской земле!»