Найденная печать 97-го лыжного батальона поможет написать новую страницу Сталинградской битвы

Сенсационную находку обнаружили волгоградские поисковики в Городищенском районе

Сенсационную находку обнаружили волгоградские поисковики в Городищенском районе. Вместе с останками бойца они подняли из земли печати 97-го отдельного лыжного батальона, который, по официальным данным, был расформирован в апреле 1942-го – за четыре месяца до начала Сталинградской битвы. Попади гербовая печать в руки врага, ход целого ряда войсковых операций мог быть другим. Завесу неизвестной страницы в истории Сталинградской битвы специально для «МК в Волгограде» приоткрыл командир поискового отряда «Красноармеец», председатель Волгоградской региональной поисковой общественной организации «Наследие» Денис Соловьев.

Сенсационную находку обнаружили волгоградские поисковики в Городищенском районе

Врага распознали по скрепке

Каски, пуговицы, планшеты, личные вещи и письма – за год поисковики находят немало свидетелей сражений. Иногда по ним можно установить имена защитников Сталинграда и передать весточку с фронта семье погибшего. Но эта находка удивила даже бывалых поисковиков – на месте раскопок они обнаружили печати уже расформированного 97-го отдельного лыжного батальона. Вполне вероятно, они откроют новую страницу в истории Сталинградской битвы.

…В августе 2016-го поисковый отряд «Красноармеец» отправился в очередную экспедицию. Уже много лет они копают у села Кузьмичи Городищенского района. Здесь 14 августа на высоте 122.7 волгоградские «красноармейцы» и отряд «Стратилат» из Ярославской области и обнаружили тот самый блиндаж.

– В него угодил 150-миллиметровый снаряд, бойца от удара раскидало во все стороны, – говорит Денис Соловьев.

Вместе с останками в яме лежали диск от пулемета Дегтярева, печать и… штамп 97-го отдельного лыжного батальона.

По официальным данным, на Сталинградском фронте это подразделение не воевало, так как еще весной 42-го батальон расформировали.

– Штамп квадратный, для документов, а вот печать круглая – гербовая, на ней выбито: «97-й лыжный отдельный батальон». Использовали ее для удостоверений, донесений, приказов, – поясняет Денис. – Если бы она попала в руки немцев, враг бы смог печатать документы для дезинформации.

В войну разведчики абвера ( орган военной разведки и контрразведки Веймарской республики и Третьего рейха. С 1919-го по 1944 год входил в состав Верховного командования вермахта. – Прим. автора ) засылали к нам бывших белогвардейцев. До сих пор ходит байка, которая могла быть правдой, как советский патруль вычислял «засланцев». Чтобы внедрить своих людей к нам, педантичные немцы делали все возможное – шпионов одевали как местных, выдавали документы. Казалось, специалисты учитывали все – фактуру, оттенки бумаги, секретные условные знаки. Однако их все равно вычислял любой патруль. Секрет открылся только после войны и оказался до банальности прост. Придирчивые немцы скрепляли бумагу нержавейкой, тогда как наши обходились дешевыми железками, оставляющими ржавые отметины.

Но вот если бы такой документ был скреплен гербовой печатью, найденной фашистом у убитого бойца, кто знает, какие повороты могли произойти в ходе Сталинградской битвы.

97-й отдельный лыжный батальон Юго-Западного фронта действовал с 15.02.1942 г. по 05.04.1942 г.

120-й запасной лыжный полк входил в состав 43-й запасной лыжно-стрелковой бригады Сибирского военного округа. Дислоцировался в г. Канске Красноярского края, имел условное наименование в/ч п/я 3991. Вероятнее всего, в 120-м запасном лыжном полку формировались 97-й, 191-й лыжный батальоны.

Примерно в декабре 1941 года 97-й отдельный лыжный батальон был отправлен в 20-ю запасную лыжно-стрелковую бригаду в 272-й запасный лыжный полк (в г. Казань), где и получил свой войсковой номер. Из Казани он убыл на Юго-Западный фронт в 38-ю армию (по материалам сайта http://comanda1941.ru)

Снежная кавалерия

Лыжные батальоны считались элитным подразделением Красной Армии. Сюда брали только спортсменов-лыжников – мастеров спорта, крепких и подготовленных парней.

В условиях снежной зимы такое формирование было наиболее мобильным. Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский неспроста называл их снежной кавалерией.

К. К. Рокоссовский: «Лыжные бригады Советской армии сыграли заметную роль в разгроме врага, особенно на первых этапах войны. Действуя смело, решительно, умело, они совершали на полях сражений настоящие подвиги. Мы с благодарностью будем всегда вспоминать лихую «снежную кавалерию» времен Великой Отечественной войны».

В первую военную зиму армия потеряла большое количество техники. В боях за Москву и на других участках лыжные формирования в какой-то степени смогли заменить механизированные части – они мобильно перемещались по труднопроходимой для обычной пехоты и транспорта местности, глубоко проникали в тыл противника, захватывали стратегически важные объекты.

Поэтому летом 1942-го была выпущена директива заместителя наркома обороны о подготовке кадров начальствующего состава для лыжных частей.

Командиру 20-й запасной стрелковой бригады, дислоцировавшейся в Казани, было приказано переформировать и укомплектовать к 1 июля 1942 года все запасные стрелковые полки бригады в запасные лыжные полки, каждый численностью 5000 человек. Всего в бригаде было переформировано четыре полка: № 16, 17, 25 и 272.

Набор шел не так успешно, как планировалось. К 22 июля четыре полка 20-й запасной стрелковой бригады были укомплектованы менее чем на 30% (История создания и боевой путь отдельных лыжных бригад, сформированных в Казани в 1942-1943 гг. © 2013 Р.А. Савченко, www.tatveteran.ru).

Вполне вероятно, что бойцы 97-го батальона также вошли в состав частей.

Председатель ГКО СССР И. В. Сталин обязал начальника Главупраформа Красной Армии генерал-полковника Е. Щаденко сформировать к 25 сентября 1942 года в качестве резерва Ставки 30 отдельных лыжных бригад в четырех военных округах. В них предлагалось включить личный состав 20-й, 21-й, 22-й лыжных запасных стрелковых бригад, курсантов школ младшего комсостава запасных стрелковых бригад, а также мобилизовать 25 000 лыжников и мастеров спорта.

В месте, где сегодня ведут раскопки «красноармейцы», в годы войны наши части не давали подойти немецким к Сталинграду, сдерживая врага.

– Здесь творилась неразбериха, и можно предположить, что батальон кинули в Сталинградский котел, – озвучивает одну из версий Денис Соловьев. – Но как оказалось так, что у расформированного батальона не забрали печать, загадка, ведь за этим тогда строго следили.

Информация о боевом пути лыжных соединений, и в частности 97-го отдельного лыжного батальона, крайне скудна. Что стало с ними после апреля 1942-го, нам неизвестно. Могли ли бойцы этого батальона оказаться в Сталинградском котле, как сложилась их судьба и откуда у неизвестного бойца оказалась действующая печать – эта находка волгоградских поисковиков пока порождает одни вопросы. Ясно одно – она наверняка поможет открыть очередную неизвестную страницу в истории Сталинградского сражения.

– История Сталинградской битвы, – считает Денис Соловьев, – по сути, еще неизведанна. Мы воссоздаем ее по крупицам, выкапывая факты из земли. Найденная печать уникальна. Подобного экспоната пока нет даже в музее-панораме «Сталинградская битва».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру