Победа над долгостроем
Почти километр в длину и дюжина метров в ширину в каждом направлении – инженерное сооружение, построенное по самым передовым технологиям, для сотен автомобилистов стало в прямом смысле спасительной путеводной нитью. Кто хотя бы однажды застревал в пробках на железнодорожных переездах в микрорайоне Тулака, точно знает, как необходим был миллионному городу тоннель, соединивший сегодня его южную и центральную части.
– Открытие этого тоннеля – мечта многих поколений жителей нашего города, – справедливо отметил на церемонии открытия тоннеля глава региона Андрей Бочаров. – Ввод в эксплуатацию автодорожного тоннеля на Тулака говорит об одном – что в самое сложное время мы способны решать задачи любой сложности, реализовывать самые амбициозные проекты на территории Волгоградской области. Мы это можем делать только тогда, когда мы вместе и едины.
Те, на чьих глазах свершилось поистине историческое событие, не скрывали радости – наконец-то!
Под гул автомобильных клаксонов плотный транспортный поток прорвал шелковую красную ленту – официальный старт движению по новому дорожному пути дала колонна ретро-машин. Возглавила автопробег легенда армейского автопрома США «Виллис» с представителями трех поколений на борту. Плечом к плечу ветеран Великой Отечественной войны Николай Кузин, олимпийская чемпионка, сенатор от Волгоградской области Татьяна Лебедева и десятиклассник педагогического лицея Саша Монастырский – как символ единства трех поколений волгоградцев, так долго ожидавших открытие тоннеля.
Увидеть свет в конце тоннеля
В самом деле, открытие тоннеля на Тулака иначе как историческим моментом не назовешь. За последние 10 лет дорожная развязка в Советском районе стала настоящим символом городских долгостроев. Тоннель запланировали и начали строить еще в 1995 году – в тяжелое для нашей страны время, когда после распада СССР буквально в муках строили новое государство, формировали политический строй, экономику. Затем свои коррективы в реализацию новаторского для того времени проекта внес кризис 1998-го, и стройку заморозили по причине отсутствия финансирования на долгие 10 лет.
Заново тоннель начали строить в 2008 году, при этом проект был предварительно скорректирован. Тогда же проект вошел в федеральную программу строительства дорог. Стоимость объекта по утвержденной проектно-сметной документации составила чуть более 1 млн 50 тыс. рублей. Однако с 2011 года объект финансировался исключительно городским и областным бюджетами. Затем финансирование и вовсе заморозили.
Реалиями стройки стали хронические задержки бюджетного финансирования, которые препятствовали стабильному производству работ генподрядчиком. Все это в целом негативно сказалось на темпах строительства и качестве работ.
С учетом того, как менялась власть в городе и регионе, сроки сдачи объекта постоянно переносились: надежды возлагались сначала на 2012 год, затем на 2014-й. В 2013 году, когда встал вопрос о технологической безопасности ранее выполненного объема работ, на строительство тоннеля было выделено более полумиллиарда рублей.
В августе 2014-го объект на Тулака инспектировал уже новый губернатор – Андрей Бочаров. Приехав на стройку, он не увидел ни рабочих, ни подрядчика. Оказалось, что финансирование работ прекратилось еще в 2013 году, так и не начавшись.
Волгоградцы тем временем продолжали томиться в многочасовых пробках на все тех же железнодорожных переездах, с грустью глядя вдаль – на застывшую стройку. Их надежды на то, что в конце тоннеля появится пресловутый свет, таяли с каждым днем.
Раньше срока
Бочаров быстро оценил инфраструктурную важность этого стратегического транспортного узла и волевым решением изменил статус тоннеля: из долгостроя он стал главной стройкой региона. В 2014 году при поддержке федеральных властей строительство получило дополнительный импульс – с этой поры теперь уже окончательно и бесповоротно все шло к своему логическому завершению. Объемы работ синхронизировали с поступлением денег. Чтобы уложиться в срок, глава области поручил строителям работать круглосуточно.
На прошедшей 7 ноября выездной инспекции Андрей Бочаров заявил о 90-процентной готовности тоннеля.
– Мы не будем ждать декабря, объект будет сдан 19 ноября, – уверенно заявил тогда Андрей Бочаров.
В результате проведенной работы тоннель на Тулака, как и обещали, открыли почти на месяц раньше срока – в символичный для всех волгоградцев день, 19 ноября – день контрнаступления советских войск под Сталинградом в 1942 году. Общая стоимость строительства объекта составила более 1,6 млрд рублей.
С перспективой – в будущее
Уже подсчитали, что новая развязка сможет пропускать не менее 80 тыс. автомобилей в сутки. Капитальная конструкция, пролегающая под железнодорожным полотном, имеет шесть полос. Для доступа пассажиров к станции скоростного трамвая «Ельшанка» оборудован надземный пешеходный переход. А технические возможности путепровода позволят заметно разгрузить основные магистрали Волгограда.
– Безопасность дорожного движения однозначно будет лучше, увеличится пропускная способность всех транспортных средств, как частных автомобилей, так и большегрузных, – говорит начальник УГИБДД ГУ МВД Россия по Волгоградской области Виктор Григоров. – Общественный транспорт здесь пойдет без проволочек, не придется подстраиваться под железнодорожный транспорт.
На подъезде к тоннелю установлены светофоры, останавливающие въезд транспортных средств по полосам движения, а также указатели допустимой скорости движения. Кроме этого здесь имеются информационные табло, запрещающие перевозку опасных грузов, и другие знаки. Для подъезда спецтехники, а также разворота автомобилей в обратном направлении на подходе к тоннелю будут предусмотрены разрывы в разделительной полосе дороги. Отметим, что в тоннель могут заехать грузовые автомобили, чья высота не превышает 4,3 метра.
Но на этом строительство развязки не закончено. Тоннель на Тулака – это только начало большого дорожного строительства в рамках концепции развития транспортной инфраструктуры областного центра. Следующим этапом модернизации городских автодорог в южном направлении станет продление улицы Электролесовской до улицы Киров за торгово-развлекательным центром «Акварель». «Бросок на юг» позволит создать трассу-дублер Второй продольной магистрали, чтобы разгрузить основную транспортную артерию миллионного города, а в дальнейшем реконструировать ее, минимизировав неудобства для водителей и пассажиров.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ:
Михаил Никитин, представитель компании-подрядчика:
– Сегодня мы имеем красивый и функциональный объект. Но при строительстве не обошлось без трудностей, например с проходом под железной дорогой. Но мы справились: шли под защитным экраном, выбирали грунт, не останавливая при этом движение составов. Второе полотно мы проходили проще – договорились с железной дорогой, они нам предоставили открытый способ работ, это помогло сократить срок строительства. Важно, что на второй очереди мы сэкономили полгода – для строительства такого объекта это большое время.
Татьяна Лебедева, олимпийская чемпионка, сенатор и председатель общественного совета по подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года:
– В Волгограде наконец-то началось строительство значимых для нашего города объектов, один из них – тоннель на Тулака. Дорожный объект, несомненно, важен для волгоградцев всех возрастов, в том числе студентов. Теперь им будет проще добираться на пары и зачеты. Одна задача решена – впереди у нас новые цели.