Гений эпатажа или заложник своей фамилии?
Это классический случай гиперкомпенсации, синдрома «звездного ребенка» и выстраивания идентичности в условиях тотального сравнения с великим, якобы, предком, считают специалисты.
«Если бы психику Прохора Шаляпина можно было пощупать, она напомнила бы барокко: витиеватые формы и театральные жесты, за которыми скрывается сложная инженерная конструкция, – говорит магистр психологии Виктория Решетникова. – Публичная личность Прохора Шаляпина демонстрирует высоко структурированный нарциссический паттерн. И это не про патологию в клиническом смысле, а про специфическую организацию личности, нашедшую свою нишу в условиях бесконечного спектакля».
Личность под стеклянным колпаком
«Внутренние моральные принципы в значительной степени замещены внешними медийными критериями эффективности: рейтинги, охваты, публичность, – поясняет психолог. – Это приводит к феномену коммерциализации личности, когда нет разделения между “я личность” и “я бренд”, так второе поглотило первое».
Самооценка в данном случае зависит от внешнего подтверждения, для ее стабилизации требуется постоянное внимание и восхищение публики. Если интерпретировать образ нашего героя через архетип, то это «самозванец-творец» или «творец собственного мифа».
«И это не про нарциссизм (в его бытовом понимании), а про сложную художественную работу по созданию и поддержанию грандиозной личности, где жизнь становится сценой, а окружающие – зрителями», – отмечает Виктория Решетникова.
Щит из лучей славы
«За таким “театром” часто стоит убеждение: «Я существую, только когда на меня смотрят”, – комментирует ситуацию эксперт. – Эмоции не столько переживаются, сколько исполняются, будучи ориентированы на внешнего наблюдателя. Это соответствует классической истероидной защите, когда драматизация и театральность служат механизмам привлечения внимания и контроля над межличностными отношениями».
Психолог считает, что за всем пафосом и идеально нарисованной картинкой, возможно, скрывается глубокая экзистенциальная тревога, страх быть обычным, таким – как все. Страх оказаться «никем» в мире, где быть кем-то – главный императив.
«Психика Прохора Шаляпина нашла способ справляться с этой тревогой: создать лучи славы любой ценой, – объясняет эксперт. – И он создает. Прохор, с точки зрения психологии, не просто “нарцисс” и “провокатор”. Он тотальный перформансист: его личность стала его главным проектом».