ИТ-эксперт из Волгограда раскрыл, кто и зачем «следит» за людьми в интернете

Современная Сеть все чаще напоминает зеркальный лабиринт: мы видим свое отражение в удобных сервисах и персонализированной ленте, при этом смутно чувствуем, что за стеклом кто-то есть.

ИТ-эксперт из Волгограда раскрыл, кто и зачем «следит» за людьми в интернете
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив

Такой страх не паранойя, а естественная реакция на невидимый, но ощутимый цифровой глаз, который следит за нашими покупками, разговорами и путешествиями по просторам интернета. Так где же грань между удобством и тотальной слежкой? И так ли уж беспочвенны наши опасения?

Следы в цифровом пространстве

«Сбор данных имеет смысл только в одном случае – если их можно монетизировать, – объясняет специалист в IT сфере, интернет-маркетолог Юрий Самохин. – Все это делается для коммерческих целей: чтобы что-то вам предложить, привлечь ваше внимание. То есть цели вполне понятны и оправданны».

У компаний может не быть телефона клиента, но они могут идентифицировать его профиль по другим техническим параметрам: идентификаторам устройств (это MAC-адреса, браузеры, файлы cookie с сохраненными в них идентификаторами.), которые гуляют по Сети вместе с пользователем.

«Вы можете подключиться с другого IP-адреса, но эти технические “отпечатки” остаются, – продолжает Юрий Самохин. – Посещая любые сайты в интернете, вы оставляете свой информационный след. Там стоят системы аналитики, которые следят, какие товары вы смотрели, в какой ценовой категории, в каком городе, и прочее. В общем, объемы данных колоссальные, кто и как ими пользуется вне рекламных целей и насколько информация полна и централизована, трудно даже представить. А нам остается лишь выбор между цифровым затворничеством или принятием данного факта».

Как поясняет эксперт, в некоторых заведениях или гостиницах могут быть установлены Wi-Fi-роутеры со специальным сервисом. Суть его работы состоит в том, что, когда человек подключается к гостевому Wi-Fi, например в кафе или отеле, система идентифицирует его устройство как уникального гостя и заносит в общую базу. Другими словами, это не просто раздача бесплатного интернета, а попытка удержать клиента.

«Поясню на конкретном примере: владелец маленького кафе в одиночку не сможет отследить, откуда пришел клиент, где он был до этого, – рассказывает специалист. – Однако есть компании, которые объединяют данные из тысяч таких точек доступа, они создают большую базу посетителей и их перемещений, чтобы потом предлагать релевантную рекламу. Вы просто зашли в кафе и подключились к Wi-Fi, а вас уже добавили в некий список».

Кроме того, любая карта лояльности в кошельке клиента тоже представляет собой инструмент, который дает возможность маркетологу компании узнать любимые магазины данной сети, анализировать покупки, сопоставив их с данными других покупателей, планировать акции и различные маркетинговые нюансы. А для того чтобы человек продолжал пользоваться такой картой, торговые сети предлагают скидки по ней.

Для чего все это нужно

«Вся эта информация собирается в основном для маркетинговых целей, – отмечает эксперт. – С точки зрения маркетолога, сбор “данных о пользовательском опыте” невероятно полезен. Мы можем запускать рекламу в “Яндексе”, соцсетях, причем на запрос как конкретного клиента, так и определенных возрастных категорий, с нужными потребительскими качествами. При этом подчеркну, что технически можно создать связь между такими анонимными данными и личными данными, например фамилией, именем, отчеством и номером телефона. Но такая связка уже выходит за рамки закона и не имеет явного коммерческого применения, как в случае с рекламой. Поэтому рекламные системы работают с нашим отражением – обезличенным профилем в интернете – и предоставляют маркетологу только инструмент для таргетинга».

В свою очередь, условным мошенникам нужна уже личная информация, которая попадает к ним из других источников: утечек баз данных из сервисов и организаций, которым человек предоставлял свои личные данные. Зачастую как раз им и нужен номер телефона, год рождения и Ф. И. О., чтобы позвонить и заставить поверить в какую-то легенду, принудить перевести деньги или предоставить доступ к онлайн-банку и т. п.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру