В Астрахани эксперимент с «выделенками» привел к транспортному коллапсу

«Адский ад» и «ужасный ужас» – так астраханцы описывают инициированный властями эксперимент с выделенными полосами. К объективным сложностям новой организации дорожного движения – узкие улицы центра города, на которых достаточно проблематично передвигаться большим автобусам, – прибавляются субъективные: в очередной раз дорожную инфраструктуру, судя по всему, должным образом не подготовили к изменениям. Недовольные горожане написали петицию, в которой прямо говорят, что эксперимент привел к транспортному коллапсу в каспийской столице.

В Астрахани эксперимент с «выделенками» привел к транспортному коллапсу
Фото: astrgorod

Кто так планирует?

Нововведение стартовало 10 июля и продлится до 10 августа: «выделенки» действуют с 6 утра до 10 часов вечера в будни. Ограничения ввели на 4 астраханских улицах – Савушкина, Свердлова, Адмиралтейской, Соликамской. Добавим, изначально планировалось, что, помимо них, спецполосы для общественного транспорта будут организованы на Яблочкова, Победы, Анри Барбюса, Богдана Хмельницкого, Бабаевского.

Первые 5 дней водителей не наказывали за то, что они выезжали на выделенные участки и создавали помехи автобусам, но с 17 июля к нарушителям начали применять штрафные санкции.

Эти нововведения вызвали просто бурю возмущения среди жителей. Накал страстей был таким, что председатель правительства региона Олег Князев и глава Астрахани Олег Полумордвинов вынуждены были опубликовать обращения к гражданам, в которых попытались обосновать причины происходящего.

«...Нам необходимо понять, насколько дорожно-транспортная сеть Астрахани готова к введению выделенных полос. Мы должны учесть интересы всех жителей – и автовладельцев, и тех, кто передвигается на общественном транспорте. <…> Все покажет время. Прошу астраханцев с пониманием отнестись к тем работам, которые идут в рамках транспортной реформы», – написал в своем телеграм-канале Олег Полумордвинов.

Серьезно усугубило ситуацию и то, что, по мнению жителей, чиновники в очередной раз должным образом не подготовились к эксперименту. Напомним, первая попытка организовать «выделенки» была предпринята 8 июня, но результатом стала грандиозная пробка – «стояли» улицы Адмиралтейская и Набережная Приволжского затона, образовались заторы на Боевой и Бакинской.

Телеграм-канал «НЕ МОГУ! Урбанистика в Астрахани», который внимательно следит за всеми изменениями дорожной сети в областном центре, тогда указывал на следующие просчеты: водителей заранее не оповестили, и никто не знал, как себя вести. Более того, с имитационной выделенной полосы даже не убрали припаркованные автомобили. Да и само тестирование длилось всего 30 минут, что, конечно, не является показателем.

«Ошибок и проблем просто море!»

Видимо, после первой попытки власти постарались учесть просчеты – в этот раз о старте эксперимента объявили заранее через официальные ресурсы. Естественно, актуальную тему подробно расписали многие региональные и городские СМИ.

Администрация Астрахани выпустила соответствующее распоряжение, к нему прилагалась схема расстановки дорожных знаков. Существенно было увеличено и время эксперимента – до месяца. Однако на этом, судя по всему, работа над ошибками завершилась. Авторы телеграм-канала «НЕ МОГУ! Урбанистика в Астрахани» в первый день прошлись по улице Свердлова и опубликовали свое резюме: «Ошибок и проблем просто море! Самая важная и критическая проблема – выделенной полосой маршрутки и автобусы пользоваться в принципе не могут. Причина банальна – не опилены деревья и кустарники вдоль тротуара. На выделенку фактически могут заехать лишь низкие легковые автомобили».

Также общественники обращают внимание на обилие незаделанных ям на дорожном полотне, отсутствие знака «Начало выделенной полосы», а знак «Конец выделенной полосы» не виден с дороги. Далее, сохранилась парковка, что нивелирует суть изменений, не обработаны выезды из дворов – согласно разметке туда просто нельзя попасть, а прерывистая разметка, позволяющая перестроиться для поворотов, нанесена слишком далеко от перекрестков и т. д.

Голосуют рублем

Впрочем, реакция после критики последовала достаточно быстро – к концу первого дня эксперимента в городе начали опиливать деревья на улицах с «выделенками». Но осадочек, как говорится, остался: если организаторы не предусмотрели столь очевидную вещь, насколько серьезно вообще прорабатывались все нововведения, влияющие на жизнь полумиллионного города?

Бурные споры из‑за внедрения очередного этапа транспортной схемы заполонили астраханские интернет-сообщества и, как кто‑то метко заметил, вытеснили из сознания населения даже обсуждение судьбы бездомных собак.

«Кто вообще додумался делать такой тест, когда половина города уехала в отпуск? Сейчас в городе почти нет транспорта и, соответственно, нет полной картины этого эксперимента. Сделайте это в сентябре, и в первый день вы поймете всю бредовость введения выделенных полос для автобусов», – отмечают одни. «Это ужас ужасный, особенно на Лебединке. Из крайней левой одной полосы потом веер из трех полос, крайне аварийное место будет…» – предостерегают другие.

Третьи возмущаются, что мероприятие экспериментальное, а штрафы очень даже реальные – за выезд на «выделенку» придется отдать 1500 рублей.

Справедливости ради отметим, что высказываются и иные точки зрения. Кто‑то не без оснований утверждает, что раньше крайние правые полосы на указанных улицах, по сути, использовались как парковки, так что на общий трафик все происходящее существенно не повлияет. В частности, так произошло на Савушкина. Многие ссылаются на опыт всех крупных российских городов и утверждают, что со временем граждане начинают ценить преимущества общественного транспорта и пересаживаются на него с личных автомобилей.

Между тем массовое недовольство астраханцев вылилось в создание петиции против выделенных полос, которую после первой недели эксперимента подписали более 3,5 тыс. человек. Жители полагают, что «создание выделенных полос для автобусов в рамках «транспортной реформы» приведет к транспортному же коллапсу».

Люди жалуются на то, что значительно увеличится время на дорогу, возрастет количество аварийных ситуаций, непонятно, как будет двигаться спецтранспорт. Астраханцы задаются вопросом, выиграет ли кто‑то от этих нововведений, на которые к тому же будут затрачены немалые средства?

В авральном режиме

Надо отметить, что опыт внедрения «выделенок» есть в соседнем Волгограде – городе, где дорожные проблемы еще 9 лет назад были на 1-м месте по остроте для жителей. Но, правда, власти начали решать вопрос не с нанесения разметки с буквой «А», а с активного ремонта разбитых магистралей и строительства новых трасс. Затем поэтапно привели в чувство маршрутчиков, стали обновлять общественный транспорт. Сейчас, конечно, не все транспортные проблемы в городе-миллионнике решены, но «выделенки» есть почти везде и они эффективно работают

Так что астраханский провал эксперимента вовсе не говорит о том, что реформа, которая хоть и продвигается со скрипом, совсем не нужна. Так, по информации министерства транспорта и дорожной инфраструктуры региона, за полгода новый транспорт совершил более 109 тыс. рейсов и перевез около 3 млн человек. В июне число пассажиров стало рекордным – 663 тыс., а это значит, что люди оценили выгоду и удобство новых ТС.

И это на линию пока выходят только большие автобусы для магистральных маршрутов. В июле-августе в планах – 191 автобус среднего класса, в сентябре – 157 малого и 34 среднего класса для межмуниципальных маршрутов. Последнее особенно актуально, так как жители астраханских пригородов не устают жаловаться на то, что они отрезаны от центра агломерации.

Кстати, за время проведения эксперимента с выделенными полосами средняя скорость движения автобусов выросла с 16,2 до 18,5 км/ч, транспортные средства стали вовремя приезжать на остановки, стабилизировалось расписание. Сейчас ведется обучение кондукторов и контролеров, началась замена валидаторов.

Напомним, ранее «МК» рассказывал, что при попытке безналичной оплаты терминал выдавал ошибку, а затем деньги списывались несколько раз. Так вот, уже закуплено новое оборудование. Но ситуация, по сути, повторила историю с «выделенками»: никто не предусмотрел вероятность накладок и все пришлось исправлять в авральном режиме.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру