Волгоградский врач рассказала, чем опасен избыток бактерий в кишечнике

В кишечнике человека живут много различных бактерий – некоторые очень важны для организма, другие могут навредить. Иногда обстоятельства складываются таким образом, что микробиота начинает активно размножаться. Чем это грозит человеку, читайте в материале «МК в Волгограде».

Волгоградский врач рассказала, чем опасен избыток бактерий в кишечнике

Бактерии: война и мир

− Состояние, о котором идет речь, в медицине называют синдромом избыточного бактериального роста в кишечнике, сокращенно – СИБР, – говорит Яна Лопастейская, врач-терапевт, врач превентивной антивозрастной медицины, кандидат медицинских наук.

Тяга к сладкому на самом деле нередко появляется при синдроме, но, помимо этого, патологию сопровождает еще целый ряд проблем.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив

Дело в том, что в нашем кишечнике в определенном соотношении находятся полезные бактерии – лакто-, бифидо-, пропионибактерии, эубактерии, и условно-патогенные – стафилококки, стрептококки, руминококки и т. д.

Условно-патогенных в норме должно быть примерно 1/3 части, и они являются постоянными жителями организма. И те и другие бактерии, образно говоря, проживают в постоянном соседстве.

Но под влиянием ряда факторов происходит нарушение в системе, сдерживающей рост условно-патогенных бактерий, в результате чего изменяется количество, качество и активность всех микроорганизмов – как вредных, так и полезных.

То есть развивается синдром избыточного бактериального роста. Когда рост условно-патогенной микрофлоры достигает критичных значений, в кишечнике образуются определенные колонии, которые начинают вырабатывать вещество (биопленки), необходимое им для защиты. Для хорошего синтеза биопленок требуется большое количество сахара.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив

Таким образом, у человека появляется тяга к сладкому. Бактерии очень любят углеводы, они являются более энергетически ценными для их жизнедеятельности, чем те же самые белки и жиры.

Получается замкнутый круг – в результате СИБР человек склонен поглощать больше быстрых углеводов (в том числе сладостей), а на фоне этого дисбаланс в кишечнике продолжает увеличиваться.

Внутренние и внешние причины

Условно можно выделить 3 основных фактора, приводящих к синдрому избыточного бактериального роста. Первый – это нарушение процесса пищеварения, связанное с пониженной кислотностью желудка. Низкая кислотность способствует тому, что не до конца переваренные питательные вещества, в частности белки, попадают в таком виде в кишечник.

В результате бактерии в кишечнике переключаются с переваривания клетчатки (как это должно быть в норме) на переваривание белков, которые для них представляют большую ценность. При переваривании белков выделяется большое количество токсичных веществ, что проявляется повышенным газообразованием, вздутием, тошнотой, другими неприятными ощущениями и даже различными высыпаниями на коже. Масла в огонь подливает непереваренная клетчатка, которая тоже вызывает много неприятных явлений в кишечнике.

– Еще один фактор развития СИБР – нарушение оттока желчи, патология, возникающая вследствие проблем с печенью и желчным пузырем, – отмечает специалист. – Желчь – универсальный септик нашего организма, ее ценность заключается в том, что она действует избирательно, сдерживая рост условно-патогенной микрофлоры кишечника и при этом не оказывает влияния на жизнедеятельность полезных бактерий. При плохой работе желчного пузыря изменяются состав и качество микрофлоры, наблюдается рост числа бактерий.

Большое влияние на появление СИБР оказывает стресс. По словам врача, во время стресса вырабатывается большое количество гормона кортизола, который подавляет активность слизистых оболочек пищеварительного тракта, выработку соляной кислоты и необходимой слизи в кишечнике.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив

В результате нарушается работа локальной иммунной системы этого органа, которая является сдерживающим фактором при росте условно-патогенной микрофлоры. Все это приводит к увеличению активности бактерий и развитию СИБР.

Иммунитет начинается с кишечника

Что касается отличия между дисбиозом кишечника и СИБР, то несмотря на взаимосвязь – это разные вещи.

– При дисбиозе нарушается соотношение полезных и условно-патогенных бактерий – количество первых уменьшается, а вторых, наоборот, увеличивается, но при этом общее количество бактерий все равно остается в норме, – поясняет специалист. – СИБР же характеризуется превышением числа микроорганизмов – условно-патогенных и (или) полезных. Следует также отметить, что эти 2 процесса могут развиваться одновременно.

Снижение барьерных функций слизистых оболочек кишечника – первого звена защиты организма – ведет за собой проблемы с общим иммунитетом. Ведь локальная иммунная система в кишечнике перестает работать и распознавать излишний бактериальный рост, а значит, не дает сигналы клеткам, активирующим общую иммунную систему человека. В результате на фоне СИБР начинаются самые разные проблемы со здоровьем: герпетические ангины, отиты, риниты, синуситы, гаймориты, фурункулы, кандидозы и т. д.

У больных также часто возникает дефицит витаминов и микроэлементов (бактерии начинают их расходовать на свои нужды), необходимых для энергии и пищеварения жирных кислот, нарушаются процессы всасывания веществ в кишечнике, появляется интоксикация.

Также может нарушаться синтез гормона радости серотонина, аминокислот. В результате у человека плохое настроение, угнетенное общее состояние, снижается адаптация к стрессу, нередко возникают проблемы с половыми гормонами, образуются камни в желчном, почках, воспаляются суставы и т. д.

– Среди основных симптомов появления СИБР – постоянные вздутия, колики, снижение настроения и самочувствия, отрыжка, изжога. Человек думает, что у него проблемы с ЖКТ, проходит гастроскопию и другую диагностику. В процессе ее проведения на самом деле могут быть выявлены различные патологии желудка – в 95 % случаев обнаруживается снижение кислотности, газы давят на диафрагму и на фоне этого всего возникает гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (заброс желудочного сока в пищевод), – отмечает врач.

Но одним из факторов таких симптомов вполне может быть СИБР. Провести грамотную диагностику должен врач. Обычно при подозрении на избыточный бактериальный рост назначаются различные исследования (ХМС по Осипову, общий анализ кала, копрограмма), пациента подробно расспрашивают о самочувствии, обращают внимание на косвенные признаки, например, недостаток витаминов группы В и других.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив

Что касается лечения, то неправильно бороться с СИБР, как с кишечными инфекциями, ведь они поступают в организм извне, а здесь нужно добиться баланса внутри организма, восстановить факторы, которые сдержат бактериальный рост. Поэтому в данной ситуации антибиотики бесполезны, они только навредят.

Как правило, при их приеме через какое‑то время болезнь снова возвращается, но в еще худшем варианте, так как баланс нарушается.

Сон – лучшее лекарство

Самое первое, что нужно сделать при обнаружении СИБР – скорректировать питание. А именно – удалить из рациона продукты, провоцирующие избыточный бактериальный рост: сладости, быстрые углеводы, молочный сахар (лактозу).

Также проводят лекарственную терапию – назначают препараты, сдерживающие бактериальный рост, восстанавливающие слизистую оболочку кишечника, при необходимости, ферменты и другие лекарственные средства.

Следует следить за режимом сна, так как гормон мелатонин и иммунные клетки в кишечнике синтезируются только в ночное время.

– Важно всегда держать баланс – микрофлора находится под прикрытием нашего организма, в первую очередь иммунной системы слизистых оболочек кишечника, – отмечает эксперт. – Необходимо укреплять иммунитет, это будет способствовать сдерживанию избыточного роста.

Помимо бактериального, существует также состояние, называемое синдромом избыточного грибкового роста. При таком диагнозе тоже возникает много неприятностей. Так, например, грибы выделяют вещества, пагубно влияющие на центральную нервную систему. Это может проявляться такими симптомами, как спутанность сознания, тугодумность.

Человеку кажется, что у него проблемы с головой, а на самом деле это действие грибов. При такой патологии важно своевременно провести диагностику, выявить причину и начать лечение.