Волгоградские ученые пытались определить место России в современном мире

Кто мы? Куда движемся? На каких принципах нам необходимо дальше строить русскую цивилизацию? Эти и многие другие вопросы обсуждались в Волгоградской консерватории (институте) им. П. А. Серебрякова в рамках научно-практической конференции «Культура, искусство, образование: диалоги о «Русском мире». Отличительной особенностью форума стало то, что на одной площадке встретились представители разных областей знания: философы, политологи, искусствоведы, музыканты, культурологи и многие другие. Все вместе они постарались определить место нашей страны в быстро меняющихся реалиях современности.

Волгоградские ученые пытались определить место России в современном мире
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко / архив

Структура сетевых сообществ

Вектор дискуссии задала ректор Волгоградской консерватории им. П. А. Серебрякова, кандидат философских наук Ольга Осадчая, разложив понятие «Русский мир» на слагаемые смысла. Осмысление этого понятия началось еще в начале нулевых годов, а сегодня в контексте острого противостояния России и Запада определение его сути стало особенно актуальным.

Стоит отметить, что сам термин возник еще в середине XIX века, но предметом всестороннего анализа и осмысления стал в веке XXI. Считается, что он обрел некоторую концептуальную определенность в трудах философа Петра Щедровицкого и его сторонников. Щедровицкий указывает на то, что в XX веке под воздействием мировых войн и революций на планете сложился «Русский мир» как сетевая структура больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке.

– Таким образом, очевидно, что «Русский мир» не замыкается Россией, а выходит далеко за ее границы. Нельзя не согласиться с идеей, что миссия «Русского мира» как проекта может заключаться в том, чтобы предложить всему человечеству гармоничную концепцию глобальных и локальных миров, – резюмировала Ольга Осадчая.

Социокультурный проект

С иной точки зрения рассматривал концепт «Русский мир» профессор ВолГУ, доктор философских наук, член Российского общества политологов (РОП) Александр Стризое – тема его доклада на пленарном заседании звучала «Русский мир» как социокультурный проект».

– В XX веке на фоне процессов глобализации мы видим уникальный опыт культурной экспансии, – начал выступление профессор Стризое. – Прежде всего – англосаксонской. Например, после столетий колониального владычества в Индии индийская интеллигенция на вопрос о том, какой язык они считают родным, говорит, что английский. Англо-американская массовая культура стала проблемой для многих стран.

Немецкий институт Гете занимается популяризацией немецкого языка и культуры за рубежом. В конце XX века началась грандиозная ориенталистская экспансия – сначала японская, потом китайская. На фоне этих культурных экспансий Россия просто должна с тем капиталом, которым она обладает, развернуть отечественный проект под названием «Русский мир».

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Каширский / архив

Александр Леонидович озвучил точку зрения, что в эпоху глобальных культурных изменений экспансия – это единственный способ самосохранения.

Чем же может привлечь представителей других наций «Русский мир»? Во-первых, русская культура имеет богатейшую традицию нравственно-экзистенциальных исканий, смысложизненной проблематики. В эпоху глобализации и глобального кризиса вопрос «для чего жить?» становится первостепенным.

– Многие почему‑то считают, что, кроме Толстого и Достоевского, никто такие вопросы не ставил. Но ведь это не так, и в русской культуре XX века можем найти массу интересных попыток задать его. Мы часто и справедливо ругаем социалистический реализм за грубые идеологизированные поделки. Это так. Но идея социалистического реализма в целом состояла в том, чтобы найти свет в конце тоннеля, ответить на вопрос, для чего стоит жить, сформировать некие позитивные ориентиры в жизни человека. Я думаю, русская культура может предложить ответы на этот вопрос, – пояснил свою мысль Александр Стризое.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Каширский / архив

Также он обратил внимание на удивительную пластичность и неконфликтность русской культуры. Так, за всю историю в России никогда не было традиций этноконфессиональных конфликтов, вызревших «снизу». Широкие слои населения, где были представители христианства, мусульманства и буддизма, очень хорошо и мирно уживались между собой. В Европе шли страшнейшие, кровопролитнейшие религиозные войны, а в России этого не было. Если же говорить о высокой, креативной культуре, то она имеет очень серьезную традицию художественного отражения Востока, причем на уровне классических образцов. Европа запуталась в своих отношениях с мусульманством, а Россия этот опыт накопила, и в этом наше преимущество перед культурой европейской и американской.

– И самое главное – русская культура никого ничему не учит, насильственно не осчастливливает. Она просто приглашает к обмену мнениями, – подвел итог своим мыслям профессор Александр Стризое.

Флагман борьбы

На глобальных вызовах, стоящих сегодня перед нашей страной, сконцентрировался в своем выступлении сопредседатель регионального штаба ОНФ, член Общественной палаты региона, кандидат социологических наук Антон Лукаш. Он напомнил, что еще в 2017 году в стратегических документах США Россия вместе с Китаем были названы ревизионистскими державами, то есть врагами, которые представляют главную угрозу безопасности Соединенных Штатов Америки.

– Сейчас в мире открывается окно возможностей. Кто успеет этим воспользоваться, тот резко изменит свое геополитическое состояние и степень защиты национальных интересов, – подчеркнул Антон Лукаш.

Сегодня одна из основных угроз – информационная война, именно на этом фронте разворачивается очень серьезное противостояние. Особое место в информационных сражениях занимает переписывание истории.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Каширский / архив

Антон Лукаш привел два важных примера. Один из немецких журналистов несколько лет назад опубликовал статью, в которой предложил признать, что танкового сражения под Прохоровкой просто не было. Другой немецкий «исследователь» – историк, заявил, что Сталинградская битва слишком переоценена и победу нашего народа надо «демифологизировать».

– Причины такой позиции коллективного Запада – это именно позиция, а не отдельные «эксцессы» чудаков, не знающих истории, – на мой взгляд таковы, – отметил Лукаш. – Сталинград – духовное и идеологическое поражение нацистов и пришедших с ними европейских союзников. Красная армия осуществила стратегическое окружение и полный разгром 6‑й армии гитлеровцев, а ведь это была элита вермахта, которая поставила на колени Францию всего за полтора месяца. Это была личная катастрофа для Гитлера и нацистов. А битва под Прохоровкой – это победа нашего научного и технического гения над войсками, которые вооружала практически вся Европа.

Эти ключевые исторические события Второй мировой войны западным элитам, стремящимся к новому колониальному переделу мира, необходимо вычеркнуть из широкой информационной повестки, иначе невозможно утверждать, что решающее значение в победу над фашизмом внесла западная коалиция, объяснил ученый.

– Сейчас весь мир осознал, что есть возможность создания многополярного устройства, – акцентировал внимание Антон Лукаш. – И Россия здесь выступает как флагман не только антиколониальной борьбы, у которой есть сильные позиции в мире и ядерное оружие, но и как носитель одного из самых сильных созидательных цивилизационных кодов.

Идеи, высказанные спикерами на пленарном заседании, нашли свое продолжение в работе секций. Так, обсуждались особенности музыкальной и вокальной русской школы, место русской культуры в современном мире. Также прозвучал ряд выступлений, посвященных укреплению национальной идентичности, современному фольклору, самосознанию личности в экстремальных условиях войны и другим актуальным темам современной общественно-политической повестки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру