Структура сетевых сообществ
Вектор дискуссии задала ректор Волгоградской консерватории им. П. А. Серебрякова, кандидат философских наук Ольга Осадчая, разложив понятие «Русский мир» на слагаемые смысла. Осмысление этого понятия началось еще в начале нулевых годов, а сегодня в контексте острого противостояния России и Запада определение его сути стало особенно актуальным.
Стоит отметить, что сам термин возник еще в середине XIX века, но предметом всестороннего анализа и осмысления стал в веке XXI. Считается, что он обрел некоторую концептуальную определенность в трудах философа Петра Щедровицкого и его сторонников. Щедровицкий указывает на то, что в XX веке под воздействием мировых войн и революций на планете сложился «Русский мир» как сетевая структура больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке.
– Таким образом, очевидно, что «Русский мир» не замыкается Россией, а выходит далеко за ее границы. Нельзя не согласиться с идеей, что миссия «Русского мира» как проекта может заключаться в том, чтобы предложить всему человечеству гармоничную концепцию глобальных и локальных миров, – резюмировала Ольга Осадчая.
Социокультурный проект
С иной точки зрения рассматривал концепт «Русский мир» профессор ВолГУ, доктор философских наук, член Российского общества политологов (РОП) Александр Стризое – тема его доклада на пленарном заседании звучала «Русский мир» как социокультурный проект».
– В XX веке на фоне процессов глобализации мы видим уникальный опыт культурной экспансии, – начал выступление профессор Стризое. – Прежде всего – англосаксонской. Например, после столетий колониального владычества в Индии индийская интеллигенция на вопрос о том, какой язык они считают родным, говорит, что английский. Англо-американская массовая культура стала проблемой для многих стран.
Немецкий институт Гете занимается популяризацией немецкого языка и культуры за рубежом. В конце XX века началась грандиозная ориенталистская экспансия – сначала японская, потом китайская. На фоне этих культурных экспансий Россия просто должна с тем капиталом, которым она обладает, развернуть отечественный проект под названием «Русский мир».
Александр Леонидович озвучил точку зрения, что в эпоху глобальных культурных изменений экспансия – это единственный способ самосохранения.
Чем же может привлечь представителей других наций «Русский мир»? Во-первых, русская культура имеет богатейшую традицию нравственно-экзистенциальных исканий, смысложизненной проблематики. В эпоху глобализации и глобального кризиса вопрос «для чего жить?» становится первостепенным.
– Многие почему‑то считают, что, кроме Толстого и Достоевского, никто такие вопросы не ставил. Но ведь это не так, и в русской культуре XX века можем найти массу интересных попыток задать его. Мы часто и справедливо ругаем социалистический реализм за грубые идеологизированные поделки. Это так. Но идея социалистического реализма в целом состояла в том, чтобы найти свет в конце тоннеля, ответить на вопрос, для чего стоит жить, сформировать некие позитивные ориентиры в жизни человека. Я думаю, русская культура может предложить ответы на этот вопрос, – пояснил свою мысль Александр Стризое.
Также он обратил внимание на удивительную пластичность и неконфликтность русской культуры. Так, за всю историю в России никогда не было традиций этноконфессиональных конфликтов, вызревших «снизу». Широкие слои населения, где были представители христианства, мусульманства и буддизма, очень хорошо и мирно уживались между собой. В Европе шли страшнейшие, кровопролитнейшие религиозные войны, а в России этого не было. Если же говорить о высокой, креативной культуре, то она имеет очень серьезную традицию художественного отражения Востока, причем на уровне классических образцов. Европа запуталась в своих отношениях с мусульманством, а Россия этот опыт накопила, и в этом наше преимущество перед культурой европейской и американской.
– И самое главное – русская культура никого ничему не учит, насильственно не осчастливливает. Она просто приглашает к обмену мнениями, – подвел итог своим мыслям профессор Александр Стризое.
Флагман борьбы
На глобальных вызовах, стоящих сегодня перед нашей страной, сконцентрировался в своем выступлении сопредседатель регионального штаба ОНФ, член Общественной палаты региона, кандидат социологических наук Антон Лукаш. Он напомнил, что еще в 2017 году в стратегических документах США Россия вместе с Китаем были названы ревизионистскими державами, то есть врагами, которые представляют главную угрозу безопасности Соединенных Штатов Америки.
– Сейчас в мире открывается окно возможностей. Кто успеет этим воспользоваться, тот резко изменит свое геополитическое состояние и степень защиты национальных интересов, – подчеркнул Антон Лукаш.
Сегодня одна из основных угроз – информационная война, именно на этом фронте разворачивается очень серьезное противостояние. Особое место в информационных сражениях занимает переписывание истории.
Антон Лукаш привел два важных примера. Один из немецких журналистов несколько лет назад опубликовал статью, в которой предложил признать, что танкового сражения под Прохоровкой просто не было. Другой немецкий «исследователь» – историк, заявил, что Сталинградская битва слишком переоценена и победу нашего народа надо «демифологизировать».
– Причины такой позиции коллективного Запада – это именно позиция, а не отдельные «эксцессы» чудаков, не знающих истории, – на мой взгляд таковы, – отметил Лукаш. – Сталинград – духовное и идеологическое поражение нацистов и пришедших с ними европейских союзников. Красная армия осуществила стратегическое окружение и полный разгром 6‑й армии гитлеровцев, а ведь это была элита вермахта, которая поставила на колени Францию всего за полтора месяца. Это была личная катастрофа для Гитлера и нацистов. А битва под Прохоровкой – это победа нашего научного и технического гения над войсками, которые вооружала практически вся Европа.
Эти ключевые исторические события Второй мировой войны западным элитам, стремящимся к новому колониальному переделу мира, необходимо вычеркнуть из широкой информационной повестки, иначе невозможно утверждать, что решающее значение в победу над фашизмом внесла западная коалиция, объяснил ученый.
– Сейчас весь мир осознал, что есть возможность создания многополярного устройства, – акцентировал внимание Антон Лукаш. – И Россия здесь выступает как флагман не только антиколониальной борьбы, у которой есть сильные позиции в мире и ядерное оружие, но и как носитель одного из самых сильных созидательных цивилизационных кодов.
Идеи, высказанные спикерами на пленарном заседании, нашли свое продолжение в работе секций. Так, обсуждались особенности музыкальной и вокальной русской школы, место русской культуры в современном мире. Также прозвучал ряд выступлений, посвященных укреплению национальной идентичности, современному фольклору, самосознанию личности в экстремальных условиях войны и другим актуальным темам современной общественно-политической повестки