Волгоградцам объяснили, почему опасно оформлять кредиты онлайн

В последние годы особую активность проявляют телефонные мошенники. Как обезопасить свои средства и избежать психологических уловок аферистов, расскажем в материале «МК в Волгограде».

Волгоградцам объяснили, почему опасно оформлять кредиты онлайн
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив

Самоограничение на удаленные займы

Речь идет об указании Банка России, которое разработано для противодействия мошенникам при оформлении кредитов в режиме онлайн. Существует опасная схема, которую все чаще используют злоумышленники.

Недоброжелатели звонят клиентам банка и говорят, что на их имя кто‑то в данный момент пытается оформить кредит, поэтому необходимо опередить мошенников, то есть тоже оформить кредит, и сделать это нужно как можно быстрее, чтобы успеть перевести деньги на безопасный или защищенный сайт.

Человек, находящийся под воздействием социальной инженерии, не задумываясь, начинает оформлять кредит или даже несколько, после чего переводит деньги на так называемый «безопасный» (или единый) сайт.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив

Оперативнее всего сделать это именно в онлайн-режиме. Счет принадлежит звонившим мошенникам, и при поступлении средства сразу выводятся.

– 1 октября 2022 года был принят важный закон, дающий всем гражданам право устанавливать самоограничение на получение кредитов в дистанционном формате, – сообщил Олег Крюков, замначальника отдела безопасности Отделения Волгоград Банка России. – Эта норма позволяет каждому человеку обратиться в банк, который его обслуживает, и написать заявление с просьбой ограничить оформление кредита в дистанционном формате. На основании данного заявления финансовая организация поставит в бюро кредитных историй отметку, запрещающую получать кредиты в режиме онлайн. То есть клиенту придется идти в банк, предоставлять документы.

Как правило, этого хватает, чтобы люди опомнились. За то время, пока человек идет в банк, происходит разрыв между мошенником и временем получения кредита.

Все финансовые учреждения уже предупреждены о подобных схемах и тоже работают на повышение финансовой грамотности и защищенности клиентов. Они обязательно зададут ряд вопросов, в том числе начнут выяснять: почему вы пришли брать кредит, на какие нужды? Новая мера – хорошая возможность обезопасить себя, и следует ею воспользоваться.

Установить запрет можно и в отношении других дистанционных каналов, а чересчур доверчивым людям рекомендуется и вовсе поставить ограничение на все онлайн-операции. При этом, по желанию клиента, в любой момент параметры могут быть изменены.

Кстати, для дополнительной защиты клиентов от действий кибермошенников с 1 октября банки обязаны проводить идентификацию всех устройств, с которых граждане совершают онлайн-операции, подтверждать их телефонные номера и адреса электронной почты.

Не оставаться в стороне

Сейчас действует еще ряд норм, которые позволяют регулятору активно бороться с интернет-мошенничеством – фишинговыми сайтами, ссылками, вредоносными кодами и другими уловками в сети.

– С декабря 2021 года Банк России получил право блокировать мошеннические ресурсы в досудебном порядке через Генпрокуратуру, – поясняет Олег Крюков. – Если раньше подобная процедура занимала месяцы, то сейчас срок составляет не более 3 дней с момента выявления мошеннических сайтов, телефонных номеров и других ресурсов.

В этой работе могут активно принимать участие граждане, и мы призываем каждого помочь в борьбе со злоумышленниками. Если кто‑то с ними столкнулся, нужно информацию о вредоносных ссылках, сайтах, номера телефонов сообщить через интернет-приемную Банка России или официальный сайт своей кредитной организации – сейчас у многих банков на сайте появился раздел: «Сообщить о мошенниках». Также можно позвонить на горячую линию регулятора.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив

Основные мошеннические атаки совершаются через телефон – это самый главный инструмент злоумышленников – за 2021 год было заблокировано 179 тыс. номеров, работа по этому направлению активно продолжается.

Но появилась другая проблема – недоброжелатели начали использовать сервисы подмены номеров, когда цифры полностью либо частично совпадают с телефонами банков или правоохранителей.

Единственный способ определить подмену – прервать разговор и заново набрать номер той организации, сотрудником которой представился звонивший. При этом не следует повторно нажимать на уже высветившийся номер – речь идет именно о том, чтобы набрать его вручную.

– С проблемой подмены номеров мы тоже активно боремся, – отмечает эксперт. – Совместно с Минкомсвязи, сотовыми операторами осуществляется межведомственная работа над проектом по созданию единой базы абонентских номеров со сведениями об их владельцах, смене номеров. С появлением такого единого информационного пространства вычислять мошенников станет проще.

Лучшая защита – профилактика

Как вы верно отметили, модели телефонных диалогов для мошенников разрабатывали психологи с учетом пола, возраста и других характеристик потенциальной жертвы. Основная их цель – ввести человека в тревожное состояние и тем самым отключить рациональное сознание.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив

– Несмотря на то, что большинство из нас получает много информации о действиях мошенников, различных схемах обмана, жертв все равно не становится меньше, – говорит психолог Марина Подольская. – Существует множество факторов, которые способствуют формированию этой доверчивости. В первую очередь это условия жизни. Если человек чувствует себя комфортно, спокойно, хорошо, то есть находится в оптимальных для него условиях, он имеет все ресурсы, чтобы оценить ситуацию адекватно и противостоять мошенникам.

Когда люди по каким‑либо причинам находятся в условиях, близких к экстремальным, испытывают сильные переживания или перегружены, имеют синдром хронической усталости, то есть все те состояния, при которых задействуется множество ресурсов, то они легко теряют бдительность и становятся жертвой злоумышленников.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру