Новые агломерации принесут счастье не всем регионам Нижнего Поволжья

Согласно планам, озвученным на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021), Волгоград как региональный центр может быть включен в ряд долгосрочных проектов стратегического характера. Важнейшим из них является развитие в стране 8 крупнейших агломераций. С кем будут объединять столицу Волгоградской области и принесет ли это выгоды соседям? Тему поднимает «МК в Волгограде» в бумажной версии издания, которое выходит в трех регионах Нижнего Поволжья – Астрахани, Волгограде и Калмыкии. Издание публикует экспертное мнение Александра Стризое, доктора философских наук, профессора ВолГУ, эксперта Российского общества политологов (РОП).

Новые агломерации принесут счастье не всем регионам Нижнего Поволжья
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко / архив

Железнодорожный каркас Волгограда

Как известно, городская агломерация представляет собой компактное скопление срастающихся населенных пунктов городского типа, объединенных интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. В рамках проекта «Инфраструктурный прорыв», который является частью Фронтальной стратегии развития страны до 2030 года, разработанной правительством России, 8 агломераций станут локомотивами регионального экономического развития. Первым шагом на этом пути станет создание при участии ОАО «РЖД» качественно новой транспортной инфраструктуры, объединяющей все пространство агломерации. Ее основой планируется сделать скоростное пригородное сообщение, включенное в сеть городского транспорта.

Для Волгограда это станет возвращением на новом, качественно более совершенном уровне к прежней транспортной схеме, в которой электропоезда, связывавшие юг города с Тракторозаводским районом, Спартановкой и городом Волжским, фактически выполняли роль скоростного городского транспорта. Сегодня модернизация городских электричек станет основой создания мегаполиса, получившего в свое время у архитекторов название «Большой Волгоград».

Этот мегаполис объединяет, прежде всего фактически, а не административно, областной центр, Волжский, ближайшие районные центры, а также города и поселения городского типа. Такое объединение не только повышает мобильность населения, облегчая поездки на работу и учебу, но и делает доступной для десятков и сотен тысяч граждан городскую сферу торговли, услуг, культуры и отдыха. Для Волгограда, исторически растянувшегося вдоль Волги, транспорт всегда был острой проблемой. Тем более важно, что на этот раз к ее решению подключаются финансовые ресурсы федерального центра и корпоративный потенциал компании РЖД.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко / архив

Важно подчеркнуть, что речь идет не о простом возрождении прежней советской транспортной схемы. Сегодня необходимо расширить ее масштабы, разработать и ввести в действие новые маршруты движения, состыковать графики движения всех видов городского транспорта. Новое качество жизни волгоградцев появится только тогда, когда, во-первых, в городе будет создана сеть пересадочных узлов, позволяющих быстро и удобно пересаживаться с электропоездов на трамваи, автобусы и маршрутки, связывающие пассажирские платформы со Второй Продольной и другими городскими магистралями, а также со всеми жилыми микрорайонами. Во-вторых, эти пересадочные узлы должны предусматривать парковки для личного автотранспорта.

Современный горожанин не откажется от любимого и удобного средства передвижения. Важно дать ему варианты выбора использования автомобиля, которые сделали бы поездки по городу комфортными и избавляли бы центр от пробок и проблем стоянок.

Новое качество управления

Только комплексные и обеспечивающие реальные, а не воображаемые чиновниками удобство и комфорт граждан решения могут дать эффект и на деле способствовать развитию агломерации. Вопреки ожиданиям некоторых столичных прожектеров городские электрички не заменят в региональных центрах метро и традиционный электротранспорт. В Волгограде они дополняют скоростной и обычный трамваи.

Последний, кстати, как показывает опыт европейских городов, переживает сегодня второе рождение. В областном центре сеть обычного трамвая давно не расширялась. Она, как и сеть троллейбусов, требует развития с учетом появления новых пересадочных узлов. Модный сегодня слоган «умного города» должен воплотиться в рациональной организации чиновниками городского пространства и его транспортных потоков. Это качественно иной уровень управления, чем простое и привычное лоббирование интересов отдельных бизнес-структур на рынке транспортных услуг. Реализация этого проекта потребует и качественно нового уровня кооперации городской власти и Приволжской железной дороги. Реализация проекта также ставит вопрос о новом месте и роли мэрии в жизни Волгограда и прилегающих территорий.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко / архив

Анонсированное в Санкт-Петербурге развитие агломераций имеет измерения, выходящие за рамки нашего региона. Охватывая лишь часть российских городов, проект заставляет задуматься о перспективах территорий, не охваченных этой модернизацией. Не предложив им новых сценариев, мы рискуем пустить в них экономические и демографические процессы на самотек, провоцируя тем самым опасные для общества неопределенности и риски. Изменение демографического и этнического состава населения и утрата контроля над территориями – одни из них.

Ускоренное развитие агломераций не может не сказаться на соседних регионах, провоцируя отток населения из них и способствуя тем самым росту напряженности в отношениях между субъектами Федерации. Особенно болезненно те или иные инвестиционно-экономические предпочтения федерального центра воспринимаются национальными республиками. Альтернативой развития региональных пространств, не вошедших в агломерации, может стать адресно ориентированная программа модернизации малых и средних городов, включенных в сеть региональных коммуникаций.

Что будет с Астраханью и Калмыкией?

Регионы Нижней Волги могут быть примером всего комплекса неоднозначных проблем, связанных с развитием будущих агломераций. Развитие Волгоградской агломерации делает актуальным обсуждение перс­пектив развития Астрахани и окружающей ее территории дельты Волги, а также Республики Калмыкии.

Выход видится, с одной стороны, в федеральных программах развития Прикаспийского региона, превращающих Астрахань в координирующий и управляющий центр российского масштаба. С другой, в руках федерального центра находятся рычаги влияния на реализацию проектов железнодорожного строительства в Калмыкии, связывающих Элисту с портом Лагань, Волгоградом, Астраханью, Мин. Водами. Обслуживание транспортной инфраструктуры российского и международного значения стало бы мощным локомотивом развития экономики Калмыкии, компенсации монокультурности ее АПК.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага / архив

Как уже говорилось выше, проект развития региональных городских агломераций подключает РЖД к решению экономических проблем отдельных территорий. К их числу может быть отнесен, помимо Калмыкии, также ряд других национальных республик – Марий Эл, Коми, Тыва, развитие которых серьезно сдерживают десятилетиями нерешаемые проблемы железнодорожного строительства.

Не панацея от проблем

«Скрепление» новых российских городских агломераций развитием их железнодорожной инфраструктуры и модернизацией пригородных пассажирских перевозок – важная, но не единственная мера, превращающая эти агломерации в локомотивы социально-экономического развития и центры инноваций.

На фоне стремительно растущей и прогрессивно обновляющейся Москвы состояние инфраструктуры региональных городов-миллионников Поволжья, Урала и Сибири может быть оценено не иначе как деградирующее и даже катастрофическое. Эти агломерации нуждаются в масштабных программах социальной, культурной, экологической модернизации. Нуждается в корректировке и миграционная политика.

Очевидно, что реализация подобных программ создаст новые проблемы в бюджетной политике. Как все это скажется на управлении территориями и их административных границах – вопрос еще более неопределенный и туманный.

Модернизация региональных городских агломераций в РФ – своевременный и нужный проект, рассчитанный на стратегическую перспективу. Ну а то, что он может решить все мыслимые проблемы от пробок на дорогах до укрупнения субъектов Федерации, – это романтические грезы некоторых столичных мечтателей, давно не бывавших за пределами МКАД.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Саглар Бакинова, депутат Народного хурала Калмыкии: «Важно учесть особенности регионов»

– Создание агломераций, по словам разработчиков, позволит выровнять экономические возможности регионов, но конституционный принцип статуса 85 субъектов РФ определяет равные права и возможности, – полагает депутат Народного хурала (заксобрания) Республики Калмыкия Саглар Бакинова. – Чтобы улучшить экономическую составляющую регионов, необходимо, на мой взгляд, создать правовую базу преференций по развитию приоритетных отраслей экономики субъектов исходя из природно-климатических условий регионов на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, пересмотреть соотношение налоговых отчислений и дать возможность регионам инвентаризировать принятые расходные обязательства.

Екатерина Ряскова: «Местные элиты могут мешать объединению»

– Попытки объединения регионов в современной России уже предпринимались и не увенчались успехом, – отмечает сотрудник кафедры финансового менеджмента МГУ им. М. В. Ломоносова Екатерина Ряскова. – Однако сегодня власти планируют использовать новый принцип «мягкой» агломерации. Финансово-экономический механизм в развитии транспортной сети может решить проблему укрупнения регионов и сделать урбанизацию успешной. Создание таких агломераций решит множество проблем. Упростится управляемость территориями, собираемость налогов, уровень жизни в бедных регионах улучшится. Но местные монополистические элиты могут препятствовать этому процессу, ведь в такой ситуации они могут потерять свои позиции.

- Реализация идеи создания агломераций, объединения регионов для таких национальных регионов, как Калмыкия, приведет к потере исторических ареалов обитания отдельных этносов, самобытности и окончательному их исчезновению, - предостерегает Савр Дакинов, финансовый эксперт, общественный активист Калмыкии.        

- Для развития субъектов РФ необходимо сделать свободнее выборы глав и парламентов регионов, максимальную  демократизировать эту процедуру, - считает Намсыр Манджиев, депутат Народного хурала Республики Калмыкия. – Необходимо также изменить налоговое законодательство, сократить  безмерно раздутый госаппарат, начать настоящую борьбу с коррупцией и продвижение во власть конкурентных профессионалов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру