Пролонгировали под шумок?
Изучая ситуацию, специалисты УФАС выявили, что еще в 2013 году в Волгограде прошел конкурс на размещение рекламных конструкций – с единственными участниками практически по всем лотам. Договоры были заключены на 5 лет.
Но в 2014-м законодательство изменилось – наличие схемы размещения стало обязательным. Однако утвердили ее только в 2015-м, успев до этого пролонгировать до 2023 года разрешения и договоры с победителями прежнего конкурса.
И только сейчас информацию о событиях семилетней давности решили озвучить. О проверках и материалах, переданных в компетентные органы тогда, в 2013–2014 годах, на пресс-конференции ничего не рассказали.
Но озвучили цифру – 65% рекламных конструкций на улицах Волгограда находятся вне правового поля. По словам представителей УФАС, системного контроля в этой сфере явно недостаточно. И антимонопольщики намерены привлечь общественность.
Некоторые ее представители уже высказались на пресс-конференции.
– Иногда вплотную друг к другу стоит до пяти щитов разного размера и на разном уровне, некоторые пустые, в выборе места нет логики, а в оформлении − единого стиля, – посетовала Валентина Бурба, эксперт Волгоградской торгово-промышленной палаты.
Кстати, Валентина Бурба – бывшая замглавы руководителя волгоградского УФАС, которая вполне могла бы инициировать вопрос наведения порядка в сфере наружной рекламы и привлечения к ответственности должностных лиц, что называется, по горячим следам – еще в том же 2013-м.
Увы, тема всплывает только сейчас. Но и теперь действенного механизма решения проблемы не предлагается.
«Помощь зала»
По словам врио руководителя УФАС Ольги Ячменевой, антимонопольщики выдают предупреждения о необходимости демонтировать часть конструкции или привести их в соответствии с разрешительными документами.
– Власти отчитались об исполнении, однако вскоре поступило повторное заявление о том, что часть объектов как стояла, так и стоит, – отметила Ячменева. – Тогда мы рассмотрели дело о нарушении антимонопольного законодательства. Практика показывает, что даже если конструкции демонтированы, но разрешения на них не аннулированы, в любое время они могут появиться снова.
Обозначена и еще одна проблема – незаконное размещение рекламы на территориях и объектах, отнесенных к категории культурного наследия. На пресс-конференции сообщили, что по пр. Ленина от ул. 13-й Гвардейской до ул. Володарского на нечетной стороне насчитывается более 40 конструкций. Теперь, видимо, предстоит собраться с силами и пересчитать количество таких же объектов и на четной стороне.
Но ответа на главный вопрос – как пресечь нарушения, похоже, нет. Констатировав наличие проблемы, корни которой уходят в 2013 год, антимонопольщики попросили «помощь зала» – не содействия прокуратуры или правоохранителей, а лишь поддержки экспертов и активистов.
Общественный совет, который работает при местном УФАС, уже создал рабочую группу – в ближайшее время ей, видимо, и предстоит заняться спорными вопросами размещения наружной рекламы в Волгограде.