Астраханцы требуют возобновить троллейбусное движение в городе

После ликвидации троллейбусов Астрахань получила звание города с самым грязным воздухом, и только этот самый экологичный вид транспорта, по мнению жителей каспийской столицы, может, без всякого преувеличения, спасти здоровье людей. Но вот уже четыре года, как власти, мягко говоря, не обращают внимания на мнение горожан. А между тем, как заявили активисты в видеоролике, который выложен в Сеть, город отчаянно нуждается в помощи. И деятельность, а точнее, бездействие чиновников в этом вопросе должно немедленно оказаться в поле зрения правоохранительных органов. Любопытно, что заявление с просьбой разобраться в «троллейбусном вопросе» было подано и прокурору Волгоградской области, пишет издание «МК в Волгограде». Причем волгоградцами! Видимо, астраханцы совсем отчаялись биться в кабинеты местных чиновников и попросили жителей соседнего региона о помощи, а те не остались в стороне. О чем говорится в обращении и почему троллейбусное движение так важно для Астрахани, рассказывает в свежем номере своей бумажной версии главный политический еженедельник Нижнего Поволжья «МК в Волгограде».

Астраханцы требуют возобновить троллейбусное движение в городе
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко / архив.

Кто его убил

– Без работы остались более сотни человек, а город сильно загрязнен выхлопными газами, – уверяет астраханец Сергей Штоколов. – За восстановление троллейбусов жители каспийской столицы собрали уже более 23 тысяч подписей.

– Возникают вопросы – почему игнорируется решение людей сохранить троллейбусы, почему до сих пор не возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц администрации Астрахани за разрушение транспорта и предприятий, – недоумевает активистка Наталья Абрамова. – Мы открыто обращаемся к Генеральному прокурору России и председателю следственного комитета с требованием навести порядок в Астрахани, привлечь виновных лиц к уголовной ответственности и обязать городскую администрацию вернуть троллейбусы на улицы города. Здесь живут люди, которые хотят жить в цивилизованном, современном городе и не бояться за свое здоровье и благополучие своих детей. В обращении волгоградцев говорится:

«...Решение о разрушении троллейбусов принималось в 2017 году главой администрации МО «Город Астрахань» Полумордвиновым О. А. и руководителем управления транспорта и пассажирских перевозок администрации МО «Город Астрахань» Биймурзаевым Т. Я.

Известно, что жители Астрахани неоднократно подавали в СУ СКР России по Астраханской области заявления о возбуждении уголовного дела в отношении Биймурзаева Т. Я и Полумордвинова О. А., с приложенной к ним аудиозаписью, на которой зафиксировано, как Биймурзаев оказывал давление на сотрудников троллейбусного парка.

Приложены были и другие документы и показания работников МУ «АТП». Таким образом, можно сделать вывод, что должностные лица администрации МО «Город Астрахань», разрушая троллейбусное движение в Астрахани, действовали согласованно, группой лиц, осознавая общественную опасность своих действий…»

Авторы обращения также указали, что уничтожение троллейбусного движения «нанесло колоссальный ущерб практически всем астраханцам, ухудшило экологическую обстановку, снизило качество жизни».

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Каширский / архив.

Трамваи в Астрахани тоже приказали долго жить

А уничтожили трамваи в Астрахани, как известно, еще в 2007 году. И это несмотря на то, что трамвайная история каспийской столицы насчитывала более века! Трамвай в Астрахани открыли еще в 1900 году, в 50‑е годы XX столетия астраханский трамвай пережил капитальную реконструкцию.

Проект Генерального плана города предусматривал коренную модернизацию и создание к 2025 году системы скоростного трамвая. В итоге – вместо этого очень удобный и быстрый вид транспорта (и этот факт подтвердит едва ли не каждый волгоградец) в Астрахани полностью ликвидировали. А потом взялись и за троллейбус.

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага.

А ведь астраханский «рогатый» практически без потерь пережил непростые 90‑е – парк на радость горожан даже пополнялся новыми троллейбусами. А потом в город пришли маршрутки и ситуация стала разворачиваться не в пользу городского электротранспорта.

Сначала начали демонтировать трамвайные пути, а потом стала рушиться и троллейбусная сеть. В 2011 году в городе закрыли троллейбусы № 3 и 4. А спустя два года власти заговорили о том, что троллейбусы в городе вообще пора закрывать.

Аргументы приводились стандартные – мол, троллейбусный парк убыточен, подвижной состав требует ремонта, нужно менять контактную сеть. К августу 2017 года в городе работало всего четыре троллейбуса. «Рогатых» не спас даже подъем платы за проезд на 50 процентов. 30 октября 2017 года троллейбусы в Астрахани вышли в свой последний рейс…

«Не любишь троллейбус – не любишь Астрахань!»

Между тем в каспийской столице в скором времени может исчезнуть вообще весь общественный транспорт. И это, к сожалению, вполне реальный сценарий. Автобусы в городе тоже приживаются с трудом.

В 2017 году был признан банкротом и прекратил деятельность основной муниципальный пассажирский перевозчик «АстраханьПассажирТранс». На сайте предприятия до сих пор как некролог висит объявление: «С 27 апреля 2017 года ОАО «АстраханьПассажирТранс» прекратило свою деятельность по перевозке пассажиров. В настоящее время перевозку пассажиров на городских маршрутах № 19, 20, 23, 25 и 30 осуществляет ООО «АВТОМИГ».

© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко / архив.

И хотя сайт предприятия уверяет, что ООО «АВТОМИГ» выполняет пассажирские перевозки по Астрахани автобусами большой и средней вместимости, астраханцы опасаются, что и этому виду транспорта с такой оптимизацией могут прийти кранты. И тогда останутся одни маршрутки. Чем это чревато, думаем, никому объяснять не надо.

В Волгограде именно маршрутки были признаны самым опасным видом транспорта. Люди жаловались на забитый салон, сбор денег по ходу движения, зачастую хамство водителей и повышенный риск аварийной ситуации. И тогда руководство города и области разработало целую стратегию по их замене на комфортные автобусы, и эта работа продолжается.

Астраханские же власти пока остаются глухи к требованиям жителей. Еще два года назад, осматривая площадку бывшего троллейбусного парка, врио губернатора Сергей Морозов заявил, что, по его мнению, «для многих астраханцев с троллейбусами связаны добрые воспоминания о прошлом». И, по всей вероятности, они должны там и остаться.

«Мы посчитали: чтобы реанимировать троллейбусное движение, потребуется разово вложить порядка 300‑350 миллионов рублей, плюс ежегодно субсидировать перевозки», – заявлял тогдашний мэр Астрахани Радик Харисов. Предприятие тогда решили перепрофилировать, в частности, на его территории решили разместить автопарк новых автобусов средней вместимости (то есть тех самых маршруток), которые вышли на дороги Астрахани.

А между тем на маршрутки жаловались уже тогда, когда ликвидировали троллейбусы. В частности, на несоблюдение графика движения и перегруз. Еще в 2019‑м депутат астраханской гордумы Халит Аитов предлагал один из вариантов решения проблемы – обратиться в московское ГУП «Мосгортранс» с просьбой рассмотреть возможность предоставления Астрахани троллейбусов и контактной сети на безвозмездной основе.

Но «возрождение» такого вида транспорта потребует дополнительных бюджетных расходов на восстановление предприятия и тяговых подстанций, обучение водителей, установку новых опорных столбов.

Понадобятся средства и на субсидирование, ведь на рентабельность в данной ситуации вряд ли можно рассчитывать. Первый заместитель главы городской администрации Геннадий Диденко оценил тогда такой вариант примерно в 400 миллионов рублей.

Но воз пока и ныне там. Астраханцы по‑прежнему штурмуют юркие, но опасные маршрутки и жалуются, что качество воздуха в городе значительно ухудшилось. И это подтверждено научными исследованиями. Росгидромет при участии Роспотребнадзора составил список из 48 российских городов, где вопрос чистоты воздуха стоял наиболее остро. Астрахань вошла в число антилидеров рейтинга – согласно опросам 78 процентов горожан испытывали на себе воздействие загрязненного воздуха и жаловались на его состояние.

К слову, в 2017‑м, когда городские улицы покинул последний «рогатый», люди выходили с плакатами, лозунг на которых гласил: «Не любишь троллейбус – не любишь Астрахань». И тут в ответе на вопрос, кто именно так сильно не любит Астрахань, что готов рисковать жизнью и здоровьем жителей каспийской столицы в угоду собственным интересам, двух мнений быть не может…

P.S. Подробности этой и других громких тем читайте каждую среду в газете "МК в Волгограде". Издание выходит еженедельно в Калмыкии, а также в Волгоградской и Астраханской областях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру