Ситуация обострилась настолько, что в нее был вынужден вмешаться федеральный центр. «МК в Волгограде» уже сообщал, что Калмыкия в числе 10 других субъектов РФ правительство страны взяло «на буксир» – республиканским чиновникам помогают и составлять планы первоочередных работ, и проектировать стратегически важные объекты. Разумеется, финансирование тоже федеральное – вопреки обещаниям главы Калмыкии Бату Хасикова достичь бюджетной самостоятельности Степной республике, увы, так и не удалось. В общем, осталась одна только надежда на Москву. Учитывая остроту нынешнего социально-экономического положения Калмыкии, федеральные власти готовы помогать. Однако премьер-министр России Михаил Мишустин предупредил республиканских руководителей: придется работать засучив рукава и контролировать каждый рубль, чтобы выделенные деньги не утекли «налево».
Равен нулю
В ходе февральского визита премьера в Калмыкию Михаил Мишустин приехал на Ики-Бурульский водопровод и провел там совещание. Объект должен был обеспечить питьевой водой несколько районов Калмыкии, но этого так и не случилось.
Глава правительства пообещал, что будут приложены все усилия для решения насущного для людей вопроса. «Надо наладить эффективный контроль над расходованием средств, в том числе наказать тех, кто причастен к хищению», – заявил премьер.
Глава Калмыкии Бату Хасиков вынужден был признать: никаких успехов в решении «водного вопроса» в республике нет, а водопроводные сети изношены, очистные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии. Системой централизованного снабжения водой обеспечено только 7,4% жителей Калмыкии. И это самый низкий показатель по всей стране.
Вице-премьер правительства Калмыкии Наран Кюкеев признал, что, помимо проблемы отсутствия воды, есть проблема качества уже имеющейся. По его словам, норматив содержания солей в воде – не более 1 г / л, в Калмыкии в каждом литре – два грамма, ситуация требует быстрых и нестандартных решений.
Кроме того, по статистике элистинец в среднем тратит около 70 литров воды в сутки, а сельский житель – 40, в то время как общий показатель по России – 140 л / сутки.
– Процент обеспеченности качественной питьевой водой в Элисте равен нулю, – сказал чиновник, отметив, что насосы и водоводы открытого в 1963 году Верхнеяшкульского водохранилища, питающего столицу Калмыкии, относятся к той же эпохе.
По его словам, с открытым в 1987 году Баяртинским водохранилищем, также обеспечивающим водой жителей Элисты, дела обстоят не лучше.
Михаил Мишустин заявил, что республике выделят 72 млн рублей на проведение экспертизы и проектирование недостроенного водопровода. Затем будет определен объем средств, который правительство выделит на ввод объекта.
При этом федеральные власти, похоже, понимают, что с поставленной задачей, даже при условии наличия финансирования, самостоятельно республиканские руководители вряд ли справятся. А потому Михаил Мишустин попросил вице-премьера России Марата Хуснуллина прислать в Калмыкию специалистов, чтобы провести все необходимые изыскания.
– Это будет сделано, но далее работа будет зависеть от руководства республики и от общественников. Здесь не нужно мириться ни с какими нюансами. Когда мы подготовим всю необходимую документацию и сделаем проект, надо будет работать. А вообще, очень грустно, что довели до такого, – оценил Мишустин результаты работы властей Калмыкии по вопросу обеспечения жителей питьевой водой.
Не строят и не чистят
Работать нужно будет много, и уж точно не так, как это делали до сих пор. В марте прошлого года СУ СКР по Калмыкии предъявил окончательное обвинение бывшему руководителю федерального государственного бюджетного учреждения (ФГБУ) «Управление Калммелиоводхоз» Сергею Бадмаеву и троим его подельникам – представителям подрядной организации.
По версии следствия, товарищи осваивали бюджетные средства, выделенные на строительство системы технологической водоподготовки по очистке подземных вод Северо-Левокумского месторождения в поселке Южном объекта «Ики-Бурульский групповой водопровод». Им инкриминировали мошенничество, совершенное в особо крупном размере, в составе организованной преступной группы и злоупотребление должностными полномочиями. Сумму ущерба оценили почти в 300 млн рублей.
Следствие усмотрело в действиях Бадмаева нарушения требований действующего законодательства при подготовке и освоении бюджетных средств. «Установлены факты злоупотребления должностными полномочиями, повлекшие тяжкие последствия в виде нарушения прав и законных интересов населения Республики Калмыкия на обеспечение питьевой водой, соответствующей требованиям нормативов СанПиН, и причинение значительного материального ущерба государству по причине непригодности указанного объекта строительства к эксплуатации», – отчитался следственный комитет.
По версии следствия Сергей Бадмаев сознательно завышал стоимость фактически установленного на объекте оборудования, незаконно произвел оплату ненадлежаще произведенных работ и не осуществлял должного контроля над строительством, что повлекло непригодность новой системы водоснабжения до ее ввода в эксплуатацию. Водопровод должен был обеспечить питьевой водой Элисту и несколько населенных пунктов Калмыкии, однако до сих пор не используется по назначению.
Рассмотрение дела в июле 2020 года начал суд Элисты. Из 15 скважин на водопроводе сейчас работает только четыре, вопреки техническим требованиям они находятся рядом друг с другом. Кроме того, известно, что на водоводе не были должным образом проведены гидроиспытания.
Впрочем, история с хищением при строительстве водопровода не удивляет. На сооружениях, связанных с водой, уже пытались нажиться нечистые на руку граждане. Так,
20 декабря 2019 года суд в Элисте приговорил к пяти годам колонии бывшего генерального директора Калмыцкого дорожного управления, обвиняемого в хищении порядка 72 миллионов рублей при строительстве водохранилища.
Между тем вопрос обеспечения водой неразрывно связан с развитием сельского хозяйства республики. Местные жители утверждают – пять крупных водоемов на территории Черноземельского района Калмыкии прошлым летом резко обмелели.
Одно дело, говорят люди, когда нет водопровода – да, чтобы построить инженерные сети, нужны огромные средства. Но почему местные власти не занимаются хотя бы элементарной расчисткой озер, которые мелеют на протяжении последних двух лет, зарастают травой и камышом, в них гибнет рыба. И никому до этого нет дела.
Недостаток воды оставил без водообеспечения десятки животноводческих стоянок и населенных пунктов Черноземелья. В 2020 году из‑за засухи в восьми районах республики был введен режим чрезвычайной ситуации.
От высокой температуры и суховеев летом выгорело более 2,8 млн га пастбищ, в результате чего фермеры, занятые в традиционной для республики сфере животноводства, понесли серьезные убытки. Во время засухи, например, сильно пострадал АО «Племенной завод им. Чапчаева» Кетченеровского района.
– Физическое состояние сельхозживотных ухудшилось, продуктивные качества снизились, – отметил гендиректор предприятия Бата Каруев, посетовав, что получить какую-либо бюджетную поддержку от властей фактически невозможно.
Известно, что сельскохозяйственные животные умирали от того, что им просто негде пастись и нечего кушать. Жуткие видеокадры жители Калмыкии выкладывали в соцсетях. В результате не выдержали власти соседней Волгоградской области – позвали животноводов на местные пастбища, чтобы попытаться спасти хотя бы часть поголовья КРС. А ведь животноводство всегда было гордостью Степной республики, утверждают местные жители.
На центр надейся, а сам не плошай
Между тем премьер Михаил Мишустин обещание помочь Степной республике с решением «водной проблемы» сдержал.
72 млн рублей будет направлено на проведение строительно-технической экспертизы Ики-Бурульского водопровода.
– Работы на объекте велись, но так и не завершились, – отметили в Правительстве России. – Недостроенными остаются водозаборные скважины, насосные станции и станции водоподготовки. С помощью федерального финансирования специалисты проверят соответствие объекта проектным решениям, оценят его строительную готовность и рассчитают объем дополнительных средств, необходимых для ввода в эксплуатацию.
Однако еще перед тем, как выделить деньги, Михаил Мишустин призвал Бату Хасикова организовать систему контроля – строго следить за расходованием средств и не допустить, чтобы так необходимые деньги, выделенные на обеспечение жителей живительной влагой, сами утекли как вода.
– Невозможно все время ждать, что из Федерации выделят средства, и ничего не делать с точки зрения эффективности их использования, – сказал Хасикову глава правительства.
Кстати, некоторые жители уже высказывают неожиданную управленческую идею для своей республики:
– Раз ничего наши местные власти не могут сделать сами, пусть Калмыкией управляют напрямую из Москвы, так и деньги будут, и толку больше.
P. S. Подробности этой и других самых заметных тем недели в Нижнем Поволжье читайте в свежем номере "МК в Волгограде". Издание выходит каждую среду и распространяется в трех регионах - Волгограде, Астрахани Калмыкии.