Слетели с опор: в Астраханской области обострилась проблема мостов и путепроводов

На минувшей неделе в Астрахани Милицейский мост через реку Царев лишился подрядчика, а пешеходный переход через реку Серебряная Воложка в микрорайоне XХ лет Октября, обрушившийся еще в феврале и частично затонувший, был признан специалистами не подлежащим восстановлению. Подробно об этой острой для всех астраханцев теме пишет на этой неделе «МК в Волгограде». Издание, напомним, выходит в трех регионах Нижнего Поволжья – Астрахани, Калмыкии и Волгограде.

Слетели с опор: в Астраханской области обострилась  проблема мостов и путепроводов

Сроки сорваны

Сразу два астраханских моста попали на прошедшей неделе в топы новостей – Милицейский мост через реку Царев и пешеходный переход через реку Серебряная Воложка в микрорайоне XХ лет Октября.

Милицейский мост связывает город и отдаленный густонаселенный район Зацаревье. В феврале 2020 года его закрыли на капремонт. Жители, многие из которых работают в Астрахани, были вынуждены добираться единственным путем – через еще один мост на реке Царев. Население жаловалось на возникший транспортный коллапс.

После закрытия моста на капремонт весь транспортный поток приняла единственная дорога в Астрахани – Аэропортовское шоссе. Городские власти не приняли мер по организации альтернативного маршрута после закрытия движения.

В конце февраля 2020 года строители открыли пешеходное движение по Милицейскому мосту, а в пик пандемии жители стали делиться в соцсетях фотографиями пустующего объекта – работы на мосту шли ни шатко ни валко. Стало ясно – со сроками подрядчик не справляется.

Во время инспекции путепровода в июне 2020 года подрядчик пытался бодро рапортовать о завершении устройства фундамента наземной части. Было «завершено погружение свайного поля», аналогичные работы велись и на левой стороне, окончено возведение десятого ригеля на опору, решался вопрос по подходу к мосту плавсостава для монтажа пролетных балок.

Однако все эти реляции не могли скрыть очевидный факт – сроки сорваны. Подрядчику указали на то, что монтаж балок уже должен был начаться, возникли сбои в расчетах с поставщиками материала. Исполнителя обязали представить скорректированный график, чтобы «понимать, когда и что будет готово».

Контракт расторгнут

Судя по всему, с «готово» не получилось. На днях стало известно, что контракт с подрядчиком расторгнут. Об этом в соцсетях сообщил губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, пообещав, что сроки окончания работ все же сдвигаться не будут.

«Мы делали все, чтобы сохранить генерального подрядчика для капитального ремонта Милицейского моста, – написал губернатор. – Но сегодня УКС г. Астрахани инициировало расторжение договора с компанией в одностороннем порядке. При проверке выполненного объема ремонтных работ установлено отставание от заявленного графика. Также в отношении генподрядчика введена процедура банкротства, у Вячеслава Солопова имеются значительные долги по налогам».

По словам Бабушкина, «средства на реконструкцию моста в бюджете заложены, поэтому сроки сдачи объекта останутся прежними». Он отметил, что нового подрядчика выберут по упрощенной процедуре.

«Пока на объект довозятся необходимая техника и строительные материалы, уточняются выполненные объемы, готовится техническое задание на завершение работ, – отметил губернатор. – Жителям Зацаревья волноваться не стоит. Мост будет сдан к сентябрю, как и планировалось». Между тем губернатор посетовал на постоянные срывы подрядчиком сроков ремонта другого моста – через Белый Ильмень, он соединяет Красноярский и Володарский районы с областным центром. Путепровод начали ремонтировать еще в 2018‑м, но даты сдачи все время срывались. Пока рабочие отремонтировали лишь опоры надземной части, разобрали 18 балок.

На русловом пролете установили консоли, выравнивающий слой, гидроизоляцию, уложили дренажные брикеты. Сделали лестничные сходы, усилили конструкцию. Сейчас дорожники приводят в нормальное положение подвижные части и готовятся к укладке асфальта. По новому графику сдача объекта запланирована на июнь этого года.

Фирму уже оштрафовали на солидную сумму, но жителям-то от этого не легче. Похоже, у астраханских властей хронические проблемы с выбором и контролем работы мостовых подрядчиков.

Российская Венеция

Масштабный ремонт мостов – одна из актуальнейших задач для Астраханского региона. Проблема обострилась одновременно с темой переселения из аварийных домов. По данным областных властей, сейчас из 313 мостовых конструкций 160, то есть больше половины (!), нуждаются в ремонте.

Это раньше Астрахани льстило сравнение с Венецией – в нашей каспийской столице было 50 мостов. Однако их содержание и ремонт – хлопотное и дорогостоящее дело. В более чем скромном бюджете Астраханской области денег на это, судя по всему, нет.

Поэтому власти региона уповают только на федеральную поддержку. Астрахань уже включена в нацпроект, и в Федеральное дорожное агентство направлена заявка на финансирование 42 сооружений в 2021-22 гг. Денег власти региона просят на обновление переправы через ерики Бардинкуль и Биркосинский, моста через реку Прорву.

Но пока даже проектно-сметной документации на эти объекты нет. Лишь 10 из 42 сооружений прошли экспертизу. Но руководство Астраханской области заверяет, что до конца мая все будет готово.

Всего же до 2024 года нужно привести в нормативное состояние 124 моста. Губернатор уже признал: для решения этой задачи потребуется не просто «грамотно освоить многомиллиардные вложения, но и подготовить высококвалифицированные кадры».

Где будут брать эти кадры, не вполне понятно, учитывая систематические проблемы в Астрахани с выбором подрядчиков и слабым контролем их работы со стороны ответственных должностных лиц.

Жители региона называют «мостовую проблему», пожалуй, второй по остроте после аварийного жилья.

«Сделайте мост вместо понтона в Красный Яр. Надоела эта обдираловка», «Закончите то, что начали, устроили транспортный коллапс в городе и за городом», «Мост в п. Белый Ильмень ремонтируют уже три года!», «Сначала через Бертюль в Красных Баррикадах неплохо было бы закончить, пока он окончательно не развалился. А то уже почти год там никто ничего не делает» – такими возмущенными репликами реагируют жители региона на сообщения властей относительно грандиозных планов ремонта мостов и переправ в Астраханской области.

Мост или понтонная переправа?

Сейчас задача номер один для Астрахани – обустройство пешеходной переправы через Серебряную Воложку в Трусовском районе. Путепровод, напомним, обрушился в микрорайоне ХХ лет Октября 15 февраля.

Очевидцы говорят, что с утра пораньше понтонный мост просто сложился пополам и затонул. К счастью, никто не пострадал. Теперь жители ездят на другую сторону реки в объезд. Между тем мост был важным связующим звеном для людей, проживающих на разных берегах реки. «Без него не выжить», – утверждают местные жители, отмечая, что не раз указывали властям на неисправность объекта.

Его возвели еще полвека назад, за это время основные элементы пришли в негодность. Лишь месяц спустя к месту, где затонули понтоны, удалось подвести плавкран. «МК в Волгограде» уже рассказывал, что специалисты намеревались после подъема конструкций оценить их состояние и возможность их восстановления.

И вот на минувшей неделе стал известен вердикт: понтоны моста через Серебряную Воложку ремонту не подлежат.

По заключению экспертов, пешеходный переход в микрорайоне XX лет Октября восстановить, увы, невозможно, так как элементы переправы утратили эксплуатационные качества. Как объясняют специалисты, конструкция была возведена еще полвека назад. За многие годы ежедневного использования она полностью пришла в негодность. Так, обследование выявило, к примеру, повсеместную коррозию и деформацию металла.

Собственно, это давно предполагали жители и настойчиво советовали властям заняться вопросом аварийного моста. Однако суетиться начали после того, как переправа рухнула. «Данная пешеходная переправа находится в неудовлетворительном состоянии», – констатировал исполняющий обязанности директора МБУ «Мосты и каналы» Дамир Хусаинов.

Теперь властям придется строить новый мост через Серебряную Воложку. Где брать на это деньги – вопрос пока открытый. Судя по всему, в бюджетных планах на этот год работы не значились. Однако структурным подразделениям мэрии поручено проработать вопрос подготовки документов для оформления земельных участков на подходах к объекту.

Сейчас специалисты ломают голову – необходимо определиться и с типом сооружения: либо это будет пешеходный мостовой переход, либо понтонная переправа. В городском управлении капитального строительства вроде бы подготовлены соответствующие предложения и активно обсуждаются технические характеристики сооружения.

Но пока речь идет лишь об обустройстве хотя бы временной переправы через Серебряную Воложку. «МК в Волгограде», ранее поднимая эту острую тему, констатировал, что, к сожалению, сценарий известной российской комедии «День выбров-2», которая снималась в Астрахани, оказался для региона пророческим. А саркастическая фраза одного из персонажей фильма «А у кого из нас мост не падал?» теперь надолго приклеится ярлыком к каспийской столице.

Когда кинокартина вышла в прокат, эпизод с обрушением в городе нового путепровода, построенного к выборам губернатора, выглядел гротескно. Но жизнь показала, что этот сценарий с небольшими вариациями воплотился в жизнь. Да, новый мост пока в Астрахани не рухнул – обвалился старый, но тоже через реку.

– Да вы подождите, вот построят новый, тогда и посмотрим, случится у нас снова «День выборов-2» или нет,– горько шутит Елена Самсонова, житель Астраханской области.

Ну что ж, возможно, уже к осеннему голосованию в Госдуму в регионе успеют возвести какую-нибудь переправу, хотя бы временную. А там, глядишь, не за горами и новый полноценный путепровод.

 

p. s. Эти и другие резонансные темы недели читайте в свежем номере «МК в Волгограде» от 24 марта 2021 года. Издание выходит в Нижнем Поволжье и распространяется в Астраханской и Волгоградской областях, а также в Республике Калмыкия.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру