Соцобслуживание нового стандарта
Новую технологию социальных услуг разработали специалисты некоммерческой организации «Опора». Она одна из первых в стране получила статус исполнителя общественно-полезных услуг и уже третий год работает в Центральном, Краснооктябрьском и Дзержинском районах Волгограда.
Отличие бригадного метода от стандартного соцобслуживания заключается в объединении в одну команду социальных работников разных направлений и распределении между ними обязанностей. Такой подход позволяет более эффективно организовать уход и повысить его качество, увеличивается и объем работ.
− Мы открылись на месте бывших госучреждений соцобслуживания и помогаем инвалидам, пожилым людям, многодетным семьям и семьям с детьми-инвалидами, – рассказывает представитель НКО Наталья Рускова. − 120 соцработников обслуживают более 1,5 тысячи человек и помогают им во всем: в уборке квартиры, доставке продуктов, приготовлении пищи, оформлении субсидий.
С таким широким спектром услуг один соцработник не справится, поэтому был придуман «бригадный метод». В НКО сейчас три бригады. Первая доставляет продукты, промтовары, лекарства, оплачивает услуги ЖКХ, вторая убирает в квартирах, а третья занимается оформлением субсидий, выписывает рецепты, держит связь с Пенсионным фондом, сопровождает людей при поездках в различные учреждения, помогает в приготовлении пищи. Благодаря распределению обязанностей старики оперативно и качественно получают всю необходимую помощь. А соцработники оказывают больше услуг и больше успевают сделать.
− Работа, построенная таким образом, намного эффективнее, – считает Наталья Рускова. – За один выезд соцработник может объехать несколько человек, которые живут в одном микрорайоне, а иногда в одном доме живет до четырех получателей соцуслуг.
Конечно, такие услуги платные, но в зависимости от категории и доходов граждан есть градация. Бесплатно обслуживаются родители детей-инвалидов, участники Великой Отечественной войны и граждане, чей доход ниже 1,7 от прожиточного минимума. Есть также категория получателей, которые имеют льготы и оплачивают услуги частично или с 50-процентной скидкой.
Соцработник и помощник, и друг
В социальной помощи нуждается 80-летняя волгоградка Светлана Павловна Иванова. Она живет одна, ей трудно себя обслуживать. Поэтому, когда услышала про социальную службу, сразу обратилась туда.
− У меня две дочери, обе в Брянске, переезжать к ним не хочу, привыкла к Волгограду, да и нечего на старости лет что-то менять, – говорит пенсионерка. – Все мои знакомые и подруги здесь. Хотя жила и в Сибири, работала там на кирпичном заводе, было несладко, поэтому вернулась домой. Потом 38 лет отработала в торговле кассиром, продавцом и заведующей. С трех лет воспитывала внука, но теперь он взрослый, есть своя семья и ребенок, живут отдельно.
Конечно, они навещают любимую бабушку, но зачастую времени не хватает помочь ей, ведь в семье маленький ребенок, – вот тут «спасательным кругом» для нее стали соцработники, которые помогают организовать быт. Например, Антонина Орлова около четырех лет приносит пенсионерке лекарства, продукты и оплачивает квитанции ЖКХ.
− Что бы я без нее делала? – качает головой бабушка. – Не могу стоять в очередях, сил нет, ноги не слушаются, и домой не дойду. А сходить на рынок – целая история, на каждой лавочке приходится отдыхать и трудно нести покупки. О помощи соцработников узнала от соседки. Сначала боялась, поскольку были случаи, когда пожилых людей обманывали. Но тут все по-честному. На все покупки работники приносят чеки и отчитываются до копеечки. Я им благодарна и всем советую обращаться в соцслужбу за помощью.
Еще одна помощница занимается хозяйством, делает уборку, моет окна. При этом никто не отменял диалог: если что-то не устраивает или есть претензии, то надо сразу разъяснять ситуацию и не копить обиды, разговаривать, советует Светлана Павловна. Тогда будет взаимопонимание и хорошее отношение. Кроме того, визит соцработников – это живое общение, которого порой не хватает пожилым и одиноким людям.
Антонина Орлова уже более 10 лет работает соцработником. По ее мнению, это сложная и ответственная работа, не для черствого и равнодушного человека.
− Нужно иметь отзывчивое сердце и добрую душу. Когда пришла впервые к своему подопечному, то понравилось, так и осталась. Надо понимать пожилых и находить с ними общий язык, ведь каждому из нас не избежать старости, − рассуждает Антонина. – Сейчас помогаю Светлане Павловне, делаю все, что ни попросит. А она мне читает свои стихи, иногда я ее первая слушательница, и это очень приятно.
Опыт Волгоградской области рекомендуют другим регионам
Отметим, поддержка пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями реализуется в рамках регионального проекта «Старшее поколение» нацпроекта «Демография». До 2020 года лучшие отработанные практики будут распространены во всех районах Волгоградской области, сегодня они внедряются уже в 19 муниципалитетах. В результате такого подхода волгоградцы смогут индивидуально для себя выбирать наиболее удобный формат обслуживания.
Эффективный опыт Волгоградской области по внедрению системы поддержки граждан старшего возраста и инвалидов отметил российский лидер. И недавно на совещании под председательством Дмитрия Медведева губернатор Андрей Бочаров представил передовые наработки в этой сфере, которые готовы взять на вооружение другие регионы.