Кому приглянулись земли легендарного волгоградского аэроклуба?

Аэроклуб едва не перешел в частные руки за бесценок

15.04.2019 в 12:18, просмотров: 383

Несколько лет назад летный учебно-тренировочный полигон в Средней Ахтубе и клуб «Юный ястреб», ставший правопреемником знаменитого клуба им. Хользунова, едва не прекратили свое существование. Уникальную территорию, используя сомнительные схемы, хотели продать под строительство дач и коттеджей. Да и сейчас вокруг «Юного ястреба» не утихают судебные споры. А между тем эта авиабаза имеет стратегическое значение для страны и официальный статус резервного аэродрома Минобoроны РФ.

Кому приглянулись земли легендарного волгоградского аэроклуба?

Стратегический аэродром

– «Юный ястреб» – преемник сталинградского аэроклуба, который ведет свою историю с 1933 года, – рассказывает замдиректора авиаклуба подполковник разведки Андрей Торбин. – В пору Великой Отечественной войны на месте нашего учебно-тренировочного полигона располагался прифронтовой аэродром. Соответственно, эта территория и по сей день сохраняет важное стратегическое значение. Если при наступлении особого периода основные военные аэродромы будут уничтожены, наша военная авиация будет базироваться на запасных аэродромах. В частности, полевой аэродром будет развернут здесь, на базе нашего клуба.

Собственно, это уже произошло. Пока, к счастью, в рамках тренировки асов летного дела. В 2016 году на полигоне в Средней Ахтубе Минoбороны провело внезапную проверку боеготовности экипажей штурмовиков Су-25СМ.

На оборудованном приводными радиостанциями и радиолокационной системой посадки полевом аэродроме посадку, дозаправку топливом и взлеты совершили свыше 20 боевых самолетов.

– Эта авиабаза имеет официальный статус аэродрома подскока, предназначенного для кратковременной стоянки, пополнения боевого комплекта, дозаправки, обслуживания и ремонта воздушных судов, которые затем могут отправиться дальше на выполнение боевого задания, – поясняет подполковник Торбин. – Этот термин означает, что в случае наступления особого периода на его базе будет развернут запасной аэродром для истребительного, бомбардировочного или штурмового авиаполка – в зависимости от того, какая задача в тот момент будет поставлена командованием.

Летать охота

Площадка Среднеахтубинского аэродрома и в самом деле уникальна. Здесь находится взлетно-посадочная полоса, на строительство которой с нуля понадобились бы сотни миллионов рублей. А тут она уже построена.

К слову, во время внезапной тренировки Минобoроны длина взлетно-посадочной полосы полевого аэродрома составила 1600 метров, а ширина – 60, что позволило садиться и взлетать самолетам оперативно-тактической авиации различных типов.

Аэродром в Средней Ахтубе уникален даже своими климатическими особенностями. Ясных дней здесь, в степном Заволжье, на порядок больше, чем на правом берегу Волги.

По словам старожилов, местность тут абсолютно ровная, летом и в начале осени уже с раннего утра в воздухе на границе степи и Ахтубы формируются мощные восходящие потоки. Столь идеальных тренировочных условий для парашютистов и начинающих летчиков, без преувеличения, нет больше нигде в России.

Большие надежды малой авиации

Сегодня клуб «Юный ястреб», влюбивший в небо не одну тысячу волгоградцев, переживает второе рождение. В самое ближайшее время летный полигон в Средней Ахтубе станет современным центром военно-патриотического воспитания.

Задачу создать в регионе серьезную учебно-тренировочную базу для парашютистов и летчиков поставил губернатор Андрей Бочаров. Здесь будут возведены два современных корпуса для подготовки парашютистов и летного состава, оборудованы классы для занятий, медпункт, полевой склад, столовая. В аэроклубе смогут обучаться порядка тысячи человек.

Комплексная модернизация позволит проводить на площадке авиационно-спортивного клуба состязания всероссийского и международного уровней, профильные лагерные смены для молодежи, в том числе патриотической направленности, а еще обеспечит подготовку высококвалифицированных кадров для авиации.

А со временем легендарный аэродром даже может стать базой для развития малой авиации в регионе, как это было в советские времена, когда областной центр был связан с отдаленными районами области авиасообщением.

Крутое пике

Однако прежде, чем начать строить планы развития этой территории, была проведена большая работа по возвращению в государственную собственность земли и имущества, которые на протяжении многих лет незаконно отчуждались.

Сложности в истории знаменитой авиабазы возникли в 2011 году. Часть земельного участка аэродрома площадью около ста гектаров стала предметом разбирательства в Арбитражном суде. ГАУ спортивный клуб «Юный ястреб» пытается оспорить решение о передаче этой территории в частную собственность. Уникальную территорию, используя сомнительные схемы, хотели продать под строительство дач и коттеджей.

Вмешался губернатор Андрей Бочаров, для которого, как и для нынешних сотрудников аэроклуба, многие из которых тоже офицеры, совесть, честь и долг − не просто слова. А потому история с попыткой «увести» землю и имущество у «Юного ястреба» получила жесткую реакцию со стороны областной власти.  

− Спорность некоторых земельных участков до сих пор мешает полномасштабному развитию этой территории, − пояснял ранее Бочаров. − Но я нисколько не сомневаюсь, что мы эту задачу решим. Если нам удалось сохранить уникальный аэродром от застройки, от незаконного захвата, от всех сомнительных обязательств, я уверен, что со всем остальным мы точно справимся.  

– Благодаря губернатору Андрею Бочарову – он ведь тоже десантник, разведчик – идет восстановление того, что было утеряно, возрождается очень важная, большая работа, которую всегда вел аэроклуб, откуда вышли многие асы отечественной авиации, герои войны, – говорит Андрей Торбин. – Пока мы занимаемся только парашютными прыжками, но уже начали сотрудничать с военно-патриотическими центрами и клубами, школами, кадетскими корпусами Волгоградской области.

Национальное достояние

План развития этой площадки губернатору представили во время его рабочей поездки на аэродром. Специалисты рассказали, что желающих освоить парашютный спорт год от года становится больше. Сюда, в Среднюю Ахтубу, едут ребята из Ленинска, Урюпинска, Волжского и, конечно, Волгограда.

У клуба остались самолеты, произведенные в основном в советское время в Польше и Чехословакии. Но это как раз тот случай, когда возраст не помеха. Они изготовлены из прочного материала и при должном уходе могут послужить не одному поколению.

− Главный наш кормилец – это самолет АН-2, в прошлом сезоне с него было совершено около 900 прыжков с парашютом, − рассказали специалисты клуба. − Второй самолет отправлен на капитальный ремонт, скоро он будет восстановлен и встанет в боевой строй.

Его два крылатых собрата, над которыми «колдуют» специалисты, – самолет чешского производства Л-29 и Миг-17. Оба сняты с постаментов и перевезены сюда, чтобы стать частью музея под открытым небом. Говорят, на них здесь, под Средней Ахтубой, учились покорять пространство многие будущие асы международного уровня.

Впрочем, музейными экспонатами в полном смысле слова эти самолеты вряд ли станут. К ним можно будет подойти, потрогать и даже забраться в кабину. По словам губернатора, на счету которого, к слову, немало прыжков с парашютом, именно с этого у будущих летчиков начинается особая связь с небом.

Ведь всем известно, насколько мощными были эти традиции на сталинградской земле. Аэроклуб появился еще в 30-е годы прошлого века и успел воспитать сотни будущих высококлассных пилотов, среди которых − девять Героев Советского Союза!

На базе «Юного ястреба», который носит имя героя-летчика Виктора Хользунова, тренировались и курсанты легендарного Качинского училища летчиков из Волгограда. За более чем 15 лет работы клуба его выпускниками стали свыше пяти тысяч человек.

Возрождение «Юного ястреба» предоставит возможность вести профессиональные тренировки и спортсменам, и всем желающим.

– Мы сделаем все возможное, чтобы аэроклуб получил вторую жизнь, – сказал нам на прощание Андрей Торбин. – Ведь таких клубов, как наш «Юный ястреб», в стране по пальцам одной руки пересчитать. Те, что действовали ранее при ДОСААФ, закрыты. А нам нужны такие клубы, чтобы воспитывать наших детей в духе лучших традиций России. Ребята, которые сюда придут, которые уже здесь занимаются, будут знать историю своих аэроклубов, их прошлое, их боевую славу. Скоро начнем летать, восстановим то, что разрушено. Ведь это наше национальное достояние.

© Фото: ИД "Волгоградская правда" / Сергей Григоренко.