Nature: занятия спортом запускают процесс укрепления иммунитета

Уже давно понятно, что физические упражнения ведут к более продолжительной жизни без болезней. Однако исследователи только сейчас начинают понимать, что лежит в основе оздоровительного процесса.

Nature: занятия спортом запускают процесс укрепления иммунитета
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив

Переход к более активному образу жизни приводит к кардинальным изменениям в человеческом организме: упражнения сжигают энергию, которая в противном случае откладывалась бы в виде жира, что в избыточном количестве увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, диабета 2-го типа и некоторых видов рака.

Стресс, вызванный бегом или подниманием тяжестей, потенциально может повредить клетки, но он также запускает каскад клеточных процессов, которые направлены на обращение этих эффектов вспять.

Во время тренировок митохондрии («электростанции», снабжающие клетки энергией) увеличивают выработку побочных продуктов, называемых активными формами кислорода (АФК), которые в чрезмерных количествах могут повредить белки, липиды и ДНК. Но эти АФК также запускают множество защитных процессов, компенсируя их более токсичные эффекты и укрепляя клеточную защиту.

Среди молекулярных «помощников», поддерживающих процессы восстановления, есть белки PGC-1, регулирующие важные гены скелетных мышц, и NRF2, который активирует гены, кодирующие защитные антиоксидантные ферменты.

Во время физической активности организм научился извлекать пользу из этого по сути стрессового процесса. Результаты исследования находятся в журнале Nature.

«Если стресс не убивает вас, он делает вас сильнее», – объяснил Е Тянь, генетик из Института генетики и биологии развития Китайской академии наук в Пекине.

Более того, занятия спортом сами по себе могут стать панацей от многих болезней. Исследователи из Нью-Йоркского университета обнаружили, что у мышей с раком поджелудочной железы повышался уровень Т-клеток CD8, которые разрушают раковые и инфицированные вирусом клетки, после 30 минут аэробных упражнений в течение 5 дней в неделю.