Бесконтрольный интернет – угроза?
Радикальный исламизм и национализм в его самых крайних формах, пропаганда насилия, «группы смерти» и увлечение детей сатанизмом – эти и многие другие серьезные угрозы несет в себе безобидная с виду привычка нынешних юношей и девушек проводить свободное время в соцсетях. В этом убеждены эксперты, которые называют бесконтрольный интернет одним из главных вызовов сегодняшнего дня.
Именно тому, как противостоять негативному влиянию опасного интернет-контента, в большей степени и был посвящен форум. Его участниками стали студенты, молодежь, представляющая национальные диаспоры региона, научные и практические работники.
Вовлечение подростков в сети деструктивного сообщества начинается с «прикольных» картинок-мемов, а заканчивается прямыми призывами к действию, предупреждает известный российский исламовед и политолог Яна Амелина.
– Вертикальный исламизм – по-прежнему важная проблема для Волгоградской области, несмотря на то, что люди разных национальностей живут здесь в дружбе и согласии. Но не везде так спокойно в нашем большом Северо-Кавказском регионе, – отмечает эксперт. – Сейчас на первый план выходят угрозы нового типа, связанные с интернетом и социальными сетями.
Социальные сети, по словам специалиста, вместо того чтобы стать площадками для позитивного общения и распространения полезной информации, как это задумывалось изначально, «выросли» в мощные источники деструктива и асоциальных идей. Эти новые угрозы и вызовы намного страшнее традиционных – хотя бы потому, что сейчас еще мало кто понимает, что это такое и как с этим бороться, предупреждает Яна Амелина.
На просторах онлайн-платформ для общения, среди которых особенно выделяется одна известная российская соцсеть, практически бесконтрольно процветают деструктивные сообщества. В них размещается контент, подталкивающий школьников к идеям так называемого «колумбайна» (школьные расстрелы), внушаются суицидальные мысли, романтизируются радикальный исламизм и криминальный образ жизни, а также идет пропаганда алкоголизма, наркомании и асоциального поведения. Самое серьезное – ведется прямая вербовка молодежи в радикальные исламистские структуры.
– Сейчас главные силы религиозных радикалов, благодаря в первую очередь усилиям Российской Федерации, разгромлены. Поэтому молодые люди, склонные к асоциальным проявлениям, ищут выход своей агрессии в других деструктивных проектах, – поясняет Амелина.
Так, до того, как стать частью российской реальности, идею расстрела в школах активно продвигали среди молодежной интернет-аудитории.
– В тот момент, когда она появилась, это были очень небольшие группы, о которых практически никто не знал, кроме фанатов массового убийства в американской школе «Колумбайн». Казалось бы, какое отношение эта страшная трагедия 20-летней давности имеет к России? Абсолютно никакого! Вернее, не имела – до самого последнего времени, – добавляет специалист по опасному контенту в соцсетях.
За последнее время в России произошло уже шесть случаев массового насилия в школах, самым известным из которых стал расстрел в Керченском политехническом колледже, учиненный 18-летним студентом Владиславом Росляковым. Его жертвами стали 20 человек, а также сам «керченский стрелок». Ранения и увечья получили 67 человек. Эта трагедия стала самым массовым по количеству жертв в учебном заведении в новейшей истории Европы.
Как бороться с контентом?
Яна Амелина убеждена в том, что с соцсетями, которые не могут или не хотят бороться с такого рода контентом, надо поступать жестко. Их нужно просто блокировать, считает эксперт. Тогда и другие социальные медиа, включая мессенджеры, будут отдавать себе отчет в том, чем грозит для них следование плохому примеру.
– Что мы видим после трагедии в Керчи? Колумбайновские сообщества в российской соцсети продолжают существовать как ни в чем не бывало. Это, вы считаете, модерация? Такого рода контент должен быть уничтожен полностью, а если соцсеть с этим не справляется, она должна быть закрыта, – полагает эксперт.
В качестве одного из средств противодействия негативному влиянию интернета Амелина предлагает патриотическое воспитание – в живой и современной форме, которая будет близка и интересна сегодняшней молодежи.
– К сожалению, тема Победы нашего многонационального народа в Великой Отечественной войне постепенно уходит в историю, – отмечает эксперт. – Для многих это уже перестает быть личным опытом, как это было еще для нашего поколения. Наверное, это отчасти неизбежный процесс, но мы можем сделать такого рода воспитание более живым и современным. Это именно то, что обязан делать и делает сегодня Волгоград.
Новый мир, новые идеи
Доктор философских наук Асфар Шаов считает, что одна из главных проблем современности кроется в том, что сегодня нет общей морали и системы ценностей. Если брать нашу страну, то старые советские традиции воспитания постепенно отмирают, а их место зачастую занимают вседозволенность и нигилизм.
– Основная угроза состоит в том, что следующее поколение будет совершенно невменяемым в этическом плане, – предупреждает ученый.
Вместе с тем, по его словам, эта проблема не касается одной только России. Теоцентричную картину мира сменила либеральная, которая поставила в центр мироздания человека: его свободы, права и желания. Но сегодня и она находится в глубоком кризисе.
– Западная цивилизация исчерпала себя и не может предложить никаких смыслов, – отмечает Асфар Шаов. – Та цивилизация, которой удастся это сделать, задаст импульс развития на следующие столетия.
Заслуженный работник культуры РФ, член союза композиторов России Мария Карабань в качестве альтернативы для заполнения внутренней пустоты молодежи, которой пользуются создатели деструктивных сайтов, предлагает самобытность национального сознания, в центре которого стоит любовь к Родине. Звон колоколов, шедевры живописи, в том числе иконописные образы, великая русская литература и национальные песни народов России – все это в совокупности работает на формирование духовно богатой личности, устойчивой к любому деструктивному воздействию, убеждена эксперт.
Саморазвитие как защита
В рамках форума работали также тематические круглые столы. В дискуссии на тему профилактики экстремизма высказывались в основном студенты. Молодые люди считают, что период развития молодого человека с 14 до 22 лет наиболее сложен и важен для его формирования. В это время он подвержен различному влиянию, убеждена студентка волгоградского юридического колледжа Алиса Савельева. Молодежь особенно остро воспринимает несправедливость и, если теряет доверие к лидерам, может пойти на экстремальные способы самовыражения.
Студент из Камышина Сергей Регнер считает, что очень важно дать точное определение понятию «экстремизм». С ним согласился студент опорного университета Ефим Вознесенский. Парня также интересовал вопрос реакции власти на актуальные запросы молодежи.
– А вы пытались принимать участие в конкурсе «Лидеры России»? – ответила встречным вопросом кандидат социологических наук, доцент, завкафедрой социологии Астраханского государственного университета Юлия Миронова. – Именно проявляя инициативу, молодежь может и должна находить себя. А что касается митингов как средства выражения протестов, они должны быть согласованы, разрешены. Иначе это приведет к таким же последствиям, что и в странах Запада, во Франции, например.
Кто должен защищать интересы граждан, каковы основные функции государства на данном этапе – дискуссия сворачивала и на эти темы.
– Нужно не требовать чего-либо от государства, а самим строить свою жизнь, – утверждает кандидат исторических наук, доцент кафедры «История, культура и социология» опорного вуза Игорь Наумов. – Государство лишь регулирует важнейшие сферы жизнедеятельности общества.
Студентка юридического института из Волжского Дарья Нехорошкова подготовила доклад на тему «Визуальные СМИ и пропаганда экстремизма и терроризма». Она исследовала влияние фильмов с экстремистским уклоном на молодежь. По ее мнению, искусство должно воспитывать человека, прививать моральные ценности, а не подогревать интерес к опасным течениям.
Воспоминания становятся историей
Важной частью проходящего форума стала панельная дискуссия на тему роли Великой Отечественной войны в судьбах народов юга России. Несколько десятков студентов из Волгограда, Волжского, райцентров области, а также их преподаватели приняли в ней участие.
Разговор зашел об исторической памяти. Из жизни уходят последние свидетели тех событий, которые могли бы еще поделиться о них личными воспоминаниями.
– Какова же ваша память о Великой Отечественной войне? – задала вопрос модератор дискуссии, доктор социологических наук, профессор Надежда Дулина.
Выяснилось, что у нескольких участников дискуссии хранятся дома семейные реликвии, связанные с Великой Отечественной войной. Это награды родственников-ветеранов, письма, присылавшиеся ими с фронта. Как признавались юноши и девушки, чтение пожелтевших строчек этих писем волнует их гораздо больше, чем изучение самых талантливо написанных произведений о войне либо учебников на эту тему.
Другой модератор дискуссии, кандидат технических наук Светлана Мишта, поделилась с ее участниками воспоминанием, связанным с газетой «Волгоградская правда».
– Дедушка моего мужа, Андрей Яковлевич Ворончук, – Герой Советского Союза, – рассказала Светлана Петровна. – Звание это он получил в 1943 году за форсирование Днепра. У мужа моего хранилась фотография, где дед запечатлен вместе с собственным сыном. И вдруг однажды, открыв свежий номер «Волгоградской правды», мы в ней увидели почти такую же фотографию нашего деда Андрея – но уже не с сыном, а с внучком! Знали бы вы, как нам было при этом приятно – ведь это же наша семейная память!
Кандидат философских наук Евгения Ануфриева рассказала о проекте, реализовать который ей помогают студенты. Евгения Владимировна просит современников, участников Великой Отечественной войны поделиться собственными воспоминаниями о ней. Ребята восстанавливают при этом и боевой путь, пройденный на войне их собственными дедами и прадедами.
– Эмоционально очень тяжело вспоминать самое страшное время своей жизни, – завершила разговор Надежда Дулина. – Однако воспоминания ветеранов теперь уже нужнее нам, чем им. Если мы этих их воспоминаний не знаем, а знаем о войне лишь только то, что прочитали в учебниках, – это уже не наша личная и не семейная история.