Известнейшему волгоградскому режиссеру Борису Естрину исполняется 82 года

Человек-планета – так однажды назвал волгоградского театрального режиссера, заслуженного работника культуры России Бориса Естрина его ученик, актер театра и кино Камиль Ларин. Борис Естрин – автор сценариев и режиссер-постановщик мероприятий, посвященных знаковым датам в истории Волгограда. Дни рождения города, олимпийские балы, Дни Победы – всего не перечислить. Знаменитое детище Естрина – Молодежный театр ДК профсоюзов. Под его руководством коллектив театра стал призером и дипломантом многих всероссийских конкурсов и фестивалей. В начале февраля Борису Естрину исполняется 82 года. С именинником встретился обозреватель «МК в Волгограде» Александр Литвинов.

Известнейшему волгоградскому режиссеру Борису Естрину исполняется 82 года
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив

«В школе звали Писателем»

Борис Павлович – коренной волгоградец, родился и вырос в поселке Нижний Тракторный.

– В местном ДК был читальный зал с великолепной библиотекой, – вспоминает режиссер. – Я перечитал в ней все, что было можно, всю мировую классику, и русскую, и зарубежную. У меня даже кличка была тогда в школе – Писатель. В том же ДК я впервые посмотрел спектакли лучших волгоградских театров. В ДК ВГТЗ был и свой собственный театральный коллектив, бессменным руководителем которого была Любовь Ивановна Бондаренко, бывшая актриса Омского драмтеатра.

– Впервые в театр ДК я пришел в третьем классе, – продолжает Борис Павлович. – Первая роль – Дядюшки Тыквы в спектакле про Чиполлино. Затем в пьесе про Павлика Морозова играл роль младшего брата Павлика – Феди. Мы с Володей Добреньковым (он стал деканом философского факультета МГУ) выскакивали из‑за кулис и орали песню «Мы – красные кавалеристы», – смеется Естрин.

– Мне была интересна сцена, – продолжает режиссер. – В этом театральном коллективе я занимался вплоть до призыва в армию. Три года служил в ракетной части в Подмосковье. Часто ездил в Москву в увольнения и влюбился в театральную Москву. Там же, в столице, после службы поступил на режиссерское отделение Московского института культуры. Сидел в пору учебы на репетициях у великих режиссеров Наума Бухмана и Леонида Хейфеца.

Москва – Воронеж – Волгоград

В его творческой биографии, помимо Москвы и Волгограда, есть еще немало городов и даже стран.

– Свой дипломный спектакль «Ленинская улица» по пьесе Владимира Лифшица я поставил в Воронежском ТЮЗе, – рассказывает Борис Павлович. – Там, в Воронеже, меня сразу же приняли в штат, предоставили квартиру. Но я рвался на малую родину и все‑таки вернулся в Волгоград. Начал работать здесь в народном театре при ДК завода имени Петрова. Там я поставил спектакли «Табачный капитан» Николая Адуева, «Иркутскую историю» Алексея Арбузова и несколько других, имевших немалый успех. А потом мы вместе с частью коллектива перешли в ДК облсовпрофа.

А еще Борис Естрин вел большую педагогическую работу – преподавал в Волгоградском институте искусств. Его воспитанники сегодня работают в профессиональных театрах и киностудиях России и за рубежом. Это актер кино и театра Камиль Ларин, шоумен Вадим Долгачев, актриса, живущая сегодня в США, Людмила Батракова.

Много времени Борис Естрин отдал массовым праздникам, театрализованным представлениям. Ставил их не только в Волгограде, но и в других городах и, по его словам, занимался этим с удовольствием. Дни Волгоградской области в Москве, все праздники в Волгограде в честь годовщин Победы… Долго трудился главным режиссером Волгоградской областной филармонии. Работал также за границей – в ГДР, Чехословакии, Бельгии. Все работы Бориса Естрина образны, содержательны, художественны, несут заряд духовности, в них всегда присутствует высокое искусство, считают его коллеги и зрители. На его работах воспитывалось не одно поколение волгоградцев. Многие, кстати, помнят и его успешные телепроекты.

– В Москве на Центральном телевидении я ставил в свое время детскую программу «Барби-шоу», ведущим в ней был Юрий Николаев, – рассказывает Борис Естрин. – Не раз работал с Вячеславом Тихоновым, Валентиной Толкуновой, Эдитой Пьехой. Добрые слова о своей режиссуре слышал от певца Александра Серова. А еще я много лет был председателем жюри конкурса СТЭМов «Земля – планета людей». Был также и одним из его зачинателей.

Здесь загорались звезды

Молодежный театр Дворца культуры профсоюзов – особая веха в судьбе Бориса Естрина. Под его руководством коллектив театра собрал все мыслимые награды, существовавшие в те годы, именно ему театр обязан своей репутацией. И именно о его спектаклях до сих пор помнят благодарные волгоградцы: «Идиот» Федора Достоевского, «Две стрелы» Александра Володина, «Отпуск по ранению» Вячеслава Кондратьева, «Завтра была война» Бориса Васильева.

– Да, работа в этом театре стала важным периодом моей жизни, – соглашается Борис Естрин. – Замечательное время было! Шел яркий процесс репетиций и поиска. Над спектаклем «Идиот» по роману Достоевского мы, к примеру, полгода работали, но ведь это были полгода счастья! Или взяли мы для постановки пьесу «Друзья» японского драматурга Кобо Абэ. Это сложнейшая драматургия – черная комедия, театр абсурда.

Один из «выпускников» молодежного театра ДК профсоюзов – известный актер Камиль Ларин. Вот что он рассказал «МК» о нашем герое.

– В театр Бориса Естрина я пришел в 1986 году. Там репетировали спектакль по пьесе Александра Володина «Две стрелы». Меня, недолго думая, отправили в «племя», проще говоря – в массовку. Существовать там надо было без всяких слов – допускались лишь «охи» и «ахи». Мне пришлось приложить массу усилий, сделать множество ужимок и прыжков, чтобы на меня обратили внимание. А внимания хотелось прежде всего от режиссера Естрина – человека с невероятно умными глазами, взгляд которых проникал в самое нутро артиста. Обмануть эти глаза невозможно… Борис Павлович дал мне многое. Помню его назидание: «Слова нельзя бросать себе под ноги, звук должен улетать ЗА последний ряд!» Этот естринский совет я запомнил навсегда. И теперь, когда мы приезжаем куда‑либо на гастроли, звукорежиссер обычно говорит: «Ну, Камиля можно не проверять, его все равно всегда слышно…» Если бы не было этого человека, то его обязательно нужно было выдумать. Но, к радости моей, планета под названием Борис Естрин есть!

– У Камиля удивительное качество – на сцене у него появлялся всегда второй план, некие лукавинка и обаяние, что дорогого стоит в актерской работе, – описывает своего ученика Борис Естрин. – Он, кроме этого, очень пластичен, музыкален. В Москве на улицах его узнают сейчас даже гаишники! На спектаклях с его участием зрительный зал всегда до отказа забит, даже стулья в проходах стоят.

Урок на всю жизнь

Большое впечатление на Бориса Естрина, по его собственному признанию, произвела работа с народным артистом СССР Вячеславом Тихоновым.

«Я работал с ним несколько раз, – вспоминает Борис Павлович, – и одна из этих встреч стала мне уроком на всю жизнь. В Волгограде отмечался юбилей победы в Сталинградской битве, мероприятие проводилось в бывшем драмтеатре имени Горького. Театр во время репетиций не отапливался, в нем было холодно. Я в зале, тепло одетый, репетирую. Вдруг вижу: из‑за кулис высовывается голова Вячеслава Тихонова!

Я кричу в микрофон: «Стоп!», выбегаю из зала на сцену, спешу к нему: «Вячеслав Васильевич, я что‑то не пойму. У вас сегодня нет репетиции, вы на нее не вызывались. Зачем же вы здесь?» Он мне ответил: «Борис, я хочу внимательно посмотреть все, что у тебя происходит по сценарию, что происходит на репетиции, почувствовать всю эту атмосферу. Исходя из этого, хотел бы построить свое выступление, общение со зрителями».

«Это был для меня человеческий и профессиональный урок, – признается Борис Естрин. – Урок огромной ответственности. Ведь он был Штирлицем, звездой экрана! Мог выйти, просто поздороваться, и уже все были бы в восторге. Но он готовился к встрече с волгоградскими зрителями внимательно и скрупулезно».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру