Ирина Кострыкина: «Профессия искусствоведа связана с музыкой и историей»

В России, и в Волгограде в частности, становится все больше образованных людей, которые пришли к мысли, что живопись – это престижно. Коллективный портрет приобретателей этого продукта по большей части состоит из предпринимателей. Впрочем, сотрудники галерей отмечают, что сегодня картины приобретают врачи, преподаватели вузов и даже пенсионеры. И что немаловажно – люди стали чаще ходить в музеи, интересоваться историей того или иного произведения искусства. И тут не обойтись без помощи искусствоведа, человека, который знает об искусстве все или почти все. В чем суть этой довольно редкой профессии и возможно ли знать наизусть более десятка тысяч экспонатов музея, «МК в Волгограде» рассказала искусствовед и главный хранитель фондов Волгоградского музея изобразительных искусств Ирина Кострыкина.

Ирина Кострыкина: «Профессия искусствоведа связана с музыкой и историей»

Музыка, живопись, история

– Ирина Владимировна, чем занимается искусствовед?

– Искусствовед – это человек, который занимается теорией изобразительного искусства и его историей. Если говорить в целом, то основа моей профессии – это история. Если художник творит картину, то мы ее рассматриваем, изучаем, анализируем, говорим, что хорошо, что плохо, обобщаем, а потом представляем широкой публике этого мастера и эту картину во всех ее красотах, но также и со всеми ее недостатками и, конечно, историей создания. Задача искусствоведа состоит именно в этом.

– За что вы любите свою профессию?

– Больше всего я люблю историю, а именно этим, как я уже сказала, занимается искусствовед. Интерес возник в детстве, а в классе восьмом-девятом я поняла, что мне нравится отечественная история. Особенно начало царствования великого государя, второго вошедшего на престол из числа Романовых, Алексея Михайловича и другие события периода XVII‑XVIII веков. И вот из интереса исторического вырос интерес художественный. Однако я сама никогда не писала картины, но с удовольствием занималась музыкой и до сих пор музицирую. Частенько я соединяю эти два вида искусства – живопись и музыку, когда‑то даже проводила творческие вечера. Конечно, у них разный язык. Живопись говорит красками, объемом, цветом, формами, а музыка говорит звуками. Однако задачи у них чем‑то схожи между собой, и то и другое искусство говорит о чувствах человека, о его мыслях, пробуждает в зрителях и слушателях все самое прекрасное и дарит эстетическое наслаждение. В этом я вижу их тонкую связь друг с другом. Скорее всего, свою любовь к музыке незаметно для себя я перенесла на живопись.

– Отсюда и выбор профессии искусствоведа?

– Да, здесь явно прослеживается сплетение сразу нескольких моих увлечений. И когда после окончания школы встал вопрос, куда подавать документы, я решила попробовать себя в этой профессии и поступила в университет имени Ломоносова. Думаю, что немалую роль в моем профессиональном самоопределении сыграло и телевидение, вернее, те передачи о культуре, которые оно транслировало. Будучи старшеклассницей, я с удовольствием смотрела цикл программ об искусстве, который вел русский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа Ираклий Андроников. По его передачам даже вышел в свет трехтомник, который, кстати, у меня есть.

– Работать в музей вы пришли сразу после окончания вуза?

– Нет, моя музейная эпоха началась несколько позже. По распределению я попала в Волгоград, но работать стала в молодежной редакции на телевидении, где в частности делала передачи о художниках, скульпторах, игровую программу об искусстве для детей, а также писала статьи на схожие темы в местные газеты. А потом я поступила на службу в музей имени Ильи Машкова, где и продолжаю трудиться не один десяток лет.

Цвет и форма

– Кто ваши любимые живописцы, чем трогает вас их творчество?

– На сегодняшний день я бы вам сказала, что мой любимый художник – это Илья Иванович Машков, поскольку я действительно увлечена творчеством этого мастера. А тогда мне нравились абсолютно разные художники. Диплом я писала о русском конструктивизме 20‑х годов в архитектуре, и именно эта область в искусстве меня тогда привлекала больше всего с его темой пространства, формы в пространстве. Но если все‑таки говорить о художниках, то это, несомненно, отечественные живописцы того периода, который мне был интересен всегда, – XVII‑XVIII века. В то время светского искусства в России еще не существовало, было древнерусское искусство, включающее в себя иконопись, искусство древней пластики, связанной с христианством. Обычно творческие научные сотрудники всегда занимаются конкретным периодом и именно его любят и знают. Поэтому я бы не стала выделять какое‑то определенное стилевое направление в своей работе. Я, кстати, очень люблю и много занимаюсь, насколько мне позволяют время, моя профессия и должность, прикладным искусством, то есть формой в пространстве, о чем, собственно, и была когда‑то моя дипломная работа.

– Что вы имеете в виду?

– В мои обязанности главного хранителя входит не столько работа с привозными коллекциями, сколько с экспонатами, которые есть у нас в фондах. В нашем музее более одиннадцати тысяч экспонатов. Меня часто спрашивают, помню ли я их все наизусть? Конечно, нет, но большую их часть без сомнения. Посмотрев на предмет, могу сказать, к какому периоду он относится, где его искать и многое другое. К сожалению, историю каждого предмета я не знаю, так как наша коллекция постоянно пополняется и знать все просто невозможно. Конечно, нашему коллективу нужны люди, которые будут увлечены историей искусств, будут иметь определенные навыки, чтобы заниматься такой работой. Важны и личностные качества, такие как любовь к мелочам, педантичность, ответственность и желание постоянно учиться, ведь музей – это не только консервативный механизм, он и живой, он постоянно обновляется и развивается.

Книги и музеи

– Что вас вдохновляет в жизни?

– Если говорить о моих увлечениях, то это, безусловно, изобразительное искусство, мировая художественная культура в самом широком понимании этого слова. Я люблю об этом читать, об этом смотреть, об этом рассуждать. У меня есть небольшая домашняя библиотека, с которой я прекрасно провожу время, в ней порядка 50 экземпляров интересных для меня книг, монографий, мемуаров, исследований. В ней есть и большие тома, и маленькие брошюры, потому что когда дело касается литературы, размер не имеет значения, важно только то, какая информация содержится в книге.

– Как книги попадают в вашу коллекцию?

– По-разному. В основном я их приобретаю, но бывает, что и получаю в качестве подарка. Кстати, трехтомник Ираклия Андроникова, о котором я рассказывала, я купила случайно. Услышала, что один человек раздает свою коллекцию, и мне посчастливилось за очень небольшие деньги приобрести у него эту удивительную книгу, которую я считаю подарком.

– Вы любите ходить в музеи? Какие порекомендовали бы нашим читателям?

– Да, с удовольствием хожу в музеи, когда появляется возможность. За границей я не была, а вот все музеи Москвы и Санкт-Петербурга посетила не раз. Совсем недавно я открыла для себя в столице городской музей Личных коллекций, который находится на цокольном этаже перед храмом Христа Спасителя. Это музей с оригинальным, по‑новому организованным пространством, где представлена интересная коллекция конца XIX – начала XX века. Там много иконописных предметов и декоративно-прикладного искусства. Заинтересовал меня и один из питерских музеев с его уникальной коллекцией изделий фирмы Фаберже. Но это совсем не значит, что не стоит ходить в те музеи, где вы уже были. Потому что подчас вы заново открываете для себя экспонаты. Полезно побывать и в музеях-заповедниках, я, например, очень люблю Павловск и рекомендую всем посетить этот художественно-архитектурный дворцово-парковый ансамбль.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 2 сентября 2020

Заголовок в газете: Профессиональный ценитель прекрасного

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру