Волгоградский скульптор создал автомобиль на паучьих лапах

Не так давно в парке «Раздолье» возле интерактивного музея «Россия. Моя история» появился необычный арт-объект в стиле стимпанк. Это огромный паук с металлическими щупальцами, вместо головы у которого – кузов старого автомобиля «Mazda». За монтаж конструкции отвечал скульптор Александр Серяков. В скором времени арт-объект планируется отправить на озеро Эльтон Волгоградской области.

Волгоградский скульптор создал автомобиль на паучьих лапах
Фото из архива Александра Серякова

До мастерской доехала сама

– Александр, расскажи, как родилась идея создать арт-объект?

– Мне позвонили из штаба ежегодного ультрамарафона в зоне полупустыни, который ежегодно проводится в Волгоградской области, и предложили принять участие в формировании нового арт-парка – он создается недалеко от озера Эльтон в Палласовском районе. Планы там грандиозные, за дело взялась очень сильная команда во главе с Вячеславом Глуховым, с ними приятно и интересно работать. После первого же разговора у меня в голове практически мгновенно возник образ автомобиля на паучьих лапах. На то, чтобы сделать эскиз, много времени не потребовалось.

Фото из архива Александра Серякова

– А автомобиль долго искал?

– Да, поиски выдались довольно продолжительными. В итоге я купил машину «Mazda» 1989 года выпуска. Несмотря на достаточно пожилой по автомобильным меркам возраст, она даже сама сумела доехать до мастерской.

– Тебе кто‑нибудь помогал в создании паука?

– Работа была трудной, без моих друзей Ильи и Гарри я бы точно не справился. Результатом я очень доволен. Только вот жаль, что из‑за пандемии коронавируса ультрамарафон в этом году так и не состоялся.

Фото из архива Александра Серякова

Растаскивают на фрагменты

– А как же этот арт-объект оказался в парке «Раздолье»?

– Повезло, что нам удалось договориться с директором парка Андреем Еркиным насчет временной установки нашего «паука» возле интерактивного музея «Россия. Моя история». Все‑таки, на мой взгляд, было бы неправильно, если бы он целый год просто пылился у нас в мастерской. Тем более что он явно пришелся по душе многим волгоградцам, особенно детям. Это не может не радовать – я специально не стал закрывать кабину, предоставив возможность полного контакта с арт-объектом. Считаю, что городское искусство и среда в целом должны быть интерактивными и открытыми. Ну а то, что нашего паука уже постепенно растаскивают на фрагменты, не сильно меня печалит. Это было неизбежно, поэтому бессмысленно переживать. Перед его отправкой на Эльтон обязательно устраним все повреждения.

Пошел по стопам отца

– Насколько известно, ты из творческой семьи. Твой отец Владимир Серяков – автор памятника основателю Царицына воеводе Григорию Засекину. Наверное, гены сыграли свою роль?

– Конечно. Этот факт моей биографии сыграл решающую роль при выборе профессии. У меня высшее образование, я учился на архитектора, окончил факультет градостроительства. В настоящее время я занимаюсь только скульптурой.

Фото из архива Александра Серякова

– Гены дали о себе знать еще в детстве?

– Сложно сказать. Все дело в том, что когда я был совсем маленьким, мы жили в Комсомольске-на-Амуре, куда отца отправили работать по распределению. Я тогда еще ходил в детский сад. Мы вместе с мамой и сестрой жили прямо в папиной мастерской, но не видели в этом особых проблем. В этом же здании находилось еще несколько мастерских живописцев, скульпторов, керамистов… До сих пор я помню эту дружную и теплую обстановку, где творческая атмосфера была чем‑то таким же естественным, как, например, бормотание радиоприемника в старой коммуналке. В фойе второго этажа стоял большой бильярд. По вечерам там всегда было многолюдно. Беседы и споры на творческие темы были обычным делом. Днем мы с сестрой носились по этажам, забегали в другие мастерские. Я не то что бы очень хотел стать художником, а скорее, мне представлялось вполне естественным и правильным, что я стану им, когда вырасту. Тем более мне всегда нравилось созидать в абсолютно любом жанре и направлении.

– Свою первую работу помнишь?

– Мне тогда едва исполнилось 14 лет. Это была небольшая гипсовая скульптура, посвященная эпизоду из детства Геракла, когда он спас своего брата от двух змей. В детстве я очень любил книгу «Мифы Древней Греции», там была иллюстрация с изображением маленького Геракла, борющегося с двумя змеями. Мне понравился этот образ, и я захотел его запечатлеть в объеме. Естественно, мне помог отец. Кстати, эта скульптура до сих пор стоит на полке в нашей мастерской.

– А какая твоя самая необычная скульптура?

– Даже и не знаю, какую конкретно выделить. В этот список можно внести кибер-скульптуру «Профессор Миротворцев», хотя это все же не совсем скульптура, а тот же арт-объект. Кроме того, относительно недавно я создал стальную скульптуру «Пловец» для Дворца водных видов спорта «Лужники» в Москве. Она уникальна тем, что шестиметровый спортсмен полностью сварен из толстого стального прута, которого на это изваяние ушло около полутора километров.

Фото из архива Александра Серякова

– Впечатляет. Наверное, было сложно?

– Да, причем как технически, так и физически. Однако я справился и теперь очень люблю эту свою работу.

– А обычно с какими материалами ты работаешь?

– В основном со стеклокомпозитом, полиуретаном и сталью.

– Над какой скульптурой ты трудился дольше всего?

– Сразу так навскидку и не вспомню, но точно больше года мы вместе с отцом работали над бронзовой конной скульптурой «Казачья слава». Это памятник российскому казачеству, который установлен в Волгограде на Центральной набережной. Помимо самой художественной работы, приходилось много заниматься аналитикой. Каждую деталь обмундирования, оружия, одежды у девушки, упряжи у лошади нужно было сделать очень точно, без каких‑либо внешних, а также исторических неточностей. Кстати, у персонажей скульптуры были реальные прототипы с портретным сходством.

Фото из архива Александра Серякова

– Иными словами, трудностей немало при создании любой скульптуры?

– Конечно, но я настолько люблю свою работу, что уже давно к этому привык. Даже как‑то нравится преодолевать различные сложности.

Музыкант и футбольный болельщик

– У тебя есть хобби?

– Мое главное хобби – это опять же моя работа, в этом плане мне повезло, что профессия и увлечение у меня совпали. Также огромную роль в моей жизни занимают музыка и авторская песня. В нашей мастерской всегда лежит гитара. Несколько лет назад я даже преподавал игру на гитаре в одной из московских школ в Сокольниках. Одно время я очень много ездил по всей нашей необъятной стране, принимал участие в различных фестивалях.

Фото из архива Александра Серякова

– И какие‑нибудь достижения в музыкальной сфере имеются?

– Да, я – многократный лауреат всероссийских и международных фестивалей, в том числе знаменитого фестиваля имени Валерия Грушина. Сейчас уже сам иногда сижу в жюри на подобных музыкальных мероприятиях. Для меня музыка и скульптура неотделимы друг от друга, эти два творческих направления для меня взаимосвязаны и очень помогают мне с успехом заниматься и тем и другим.

– А еще чем‑нибудь увлекаешься?

– Да, я заядлый футбольный болельщик, переживаю за «Ротор». Конечно, времени посещать все без исключения матчи не хватает, но раньше я часто бывал даже на выездных играх.

Фото из архива Александра Серякова

– Планов на будущее, наверное, немало?

– Да, есть определенные задумки, но раньше времени секретов раскрывать не буду – пусть это останется сюрпризом.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру