Анастасия отрицает реализм в живописи и признается, что все ее живописцы-наставники работали с ней в одном жанре, который передает не только ее образ мыслей, но и любовь к поиску новых форм и образов.
«С первой картиной не расстанусь никогда»
– Анастасия, как получилось, что вы стали художником?
– Очень просто. Разрисовав все стены в квартире, я перешла на стулья, а когда закончились и они, я уже отчетливо понимала, чем мне нравится заниматься. Потом была художественная школа. Вместе с ней моя любовь к живописи безмерно усилилась, особенно после знакомства с творчеством французского художника Тулуз-Лотрека и его магией цвета. Долгое время только он был моим фаворитом в живописи, ровно до тех пор, пока я не увидела картины Эгона Шиле, которого отличает любовь к резким и четким линиям, постоянный поиск новых интересных форм и образов. С тех пор у меня два вдохновителя.
– А свою первую картину помните?
– Я помню свою первую картину маслом. Очень отчетливо и в подробностях. Она всегда рядом со мной, потому что я влюблена в нее и никогда не смогу с ней расстаться. Этот портрет женщины на темно-зеленом фоне я никогда не заброшу в пыльный ящик.
– Как долго писали эту картину?
– Я все свои картины пишу достаточно быстро для обычного художника, у меня очень большие кисти. Часто пишу малярными кистями. Это дает мне больше возможности выразить себя, свои мысли. В основном это происходит в три этапа. Но главное – показать масштабность движения кисти.
– Думали ли тогда, что это станет вашим увлечением на всю жизнь?
– Наверное, в первые моменты увлечения живописью я не задумывалась об этом. Но уже четко понимала, что живопись и картины – это часть меня, что‑то само собой разумеющееся. Для меня каждая моя работа необыкновенна, в каждой есть мое присутствие, мой характер, мои мысли.
«Я и экспрессионизм – одно целое»
– В каком жанре предпочитаете работать?
– Не люблю относить себя к какому‑либо стилю. Хочется всегда и во всем быть полноценной единицей. Но, безусловно, если посмотреть мои работы, в них видны уверенные движения экспрессионизма. Экспрессионизм – это стиль искусства, через который ты можешь выразить себя и свой стиль по максимуму. Большие масляные мазки, яркие краски, образы, которые дарит тебе твоя фантазия, – все это создает мое личное искусство. И все это черты экспрессионизма, и только через него я могу выразить себя, свои мысли. Мой стиль имеет резкие линии, яркие краски и очень своеобразные образы. В этом вся я.
– Как выглядит ваша мастерская?
– Это небольшое пространство с кирпичными стенами. Все испачкано маслом. В том числе я и моя собака. Раньше я всегда занималась живописью по ночам. Мне необходимы тишина и спокойствие в работе. Но сейчас уже пишу в любое время. Я просто беру кисть, холст и включаюсь в работу. Главное, чтобы меня никто не беспокоил. Мастерская в съемном помещении оказалась неудобным вариантом, так как я пишу картины в любое время суток и добираться по ночам на свое рабочее место довольно неудобно. Идеально, когда мастерская находится в твоей квартире или этажом ниже, например, или в гараже, или на чердаке. Оборудование у меня в мастерской очень простое, но зато есть все необходимое – мольберты, кисти, холсты – огромное количество и больших размеров, разбавители и масло. Этого достаточно для работы художника. Но главное – это то, что у меня в голове, вот это основной инструмент. Когда я пишу картины, это для меня своего рода медитация. И, наверное, единственное время, когда голова полностью очищена от мыслей и переживаний, и тогда включается подсознание. Уже оно дает пищу и идею для картины. Во время работы я отдыхаю эмоционально, часто вместо музыки включаю звуки дождя. Полная концентрация помогает сосредоточиться на работе.
«Работать на заказ не люблю»
– Пишете по велению души или на заказ?
– На заказ я, конечно, работаю, но не всегда. Заказ обязательно должен меня заинтересовать, так как, к сожалению, очень часто работа на заказ убивает творчество. А это, я считаю, неприемлемо.
– Что вы точно не будете писать?
– Я точно не буду писать портреты в стиле реализма. Я не буду писать природу на картинах и все, что может передать фотоаппарат без помощи художника.
Наш мир уже давно пережил реализм как направление живописи. Лично для меня это очень скучно, какой бы хорошей техникой не владел художник. Я пишу картины только в своем стиле, даже когда работаю на заказ, и всегда обсуждаю это с заказчиком. Надо быть творцом, а не ремесленником.
«Мои картины есть везде»
– У вас большой опыт в выставочной деятельности. Похвастаетесь?
– Самые значимые проекты и выставки для меня – это экспозиции в Европе. Очень запомнились выставки в Тоскане и Афинах, на которых я успела побывать в прошлом году и начале этого года. В Афинах я выставляла картину «Восход». Она была написана специально для этой выставки. Выставка называется Art Project «35 х 35». Организатором проекта стал музей искусств Копелоузос (Copelouzos Family Art Museum) в Афинах (Греция). Название картины, как я уже сказала, «Восход». Восход солнца. Но это восход в самом человеке, его эмоциональный подъем, рождение чего‑то нового. Именно через природу, через цветовой колорит этого явления я показала эмоциональное состояние человека. В Италию я отправляла картины из коллекции 2019 года: «Священное одиночество» и «Будда». Хотя эти две картины непривычного, небольшого для меня формата, всего 60 х 50 см, они транслируют очень сильный эмоциональный характер и, глядя на них, ощущаешь их особую ауру.
– Пандемия, наверное, помешала выставочной деятельности?
– Да, к сожалению, из‑за пандемии очень много проектов отменилось, а остальные сейчас находятся под вопросом. Но уже совсем скоро пройдет презентация моих новых работ. Это будет сюрприз, потому что их никто еще не видел. Первыми ценителями станут гости выставки. А пока я пробую себя в качестве преподавателя. С 1 июля обучаю живописи маслом всех желающих. Занятия проходят по вечерам в Лофт 1890. С каждым таким уроком я понимаю, что мне нравится выступать в роли наставника, что это здорово – делиться своим опытом и знаниями с теми, кто готов слушать тебя и впитывать твои знания, поэтому планирую с августа набрать еще одну группу поклонников кисти и бумаги.
– Часто ваши картины «уезжают» в другие города и страны?
– Да, мои картины разлетелись по всему миру. Так, «Прощение» – в частной коллекции в Германии, в Берлине, «Корни» в частной коллекции в Великобритании, в Лондоне, «Вода и горы» в частной коллекции в Саудовской Аравии, в Джидде, «Роза» в частной коллекции в Австрии, в Линце. Картина «Восход» после выставки не вернулась домой, а прямо там была куплена частным коллекционером и осталась в Греции. И, конечно, много картин в Москве, Санкт-Петербурге и, конечно, в Волгограде.
– Есть ли у вас другие увлечения, помимо живописи?
– Живопись, конечно, занимает основное место в моем сердце. Но, наверное, путешествия – моя вторая страсть. Это то, что помогает смотреть на жизнь и творчество каждый раз другими глазами и с новыми мыслями. Я влюблена в Ниццу, в этот волшебный город, где люди находят себя, свою душу и обретают гармонию с собой. Город пропитан спокойствием. С раннего утра люди приходят на Лазурный Берег, садятся на голубые стульчики, которые повернуты в сторону моря, и весь день могут смотреть вдаль. Можно только догадываться, о чем они думают и что происходит у них внутри. Маленькие шумные кафешки совсем не нарушают личной тишины. Вино и еда дополняют общую картину ярким вкусом. Я влюблена в Ниццу, и не просто так я повторяю это снова и снова.