По заветам предков
– Я была вынуждена оставить две работы, которые вполне успешно совмещала, и полностью посвятить себя своей любимой семье: родителям и детям. Сначала думала, что умру без работы, но выбора не было – серьезно заболели мама и папа и нуждались в моей постоянной заботе. Сейчас все близкие рядом со мной, за исключением женатого сына, который живет в Москве. С мужем мне очень повезло, он разделяет мои интересы и поддерживает все мои начинания, даже на первый взгляд нереальные.
Рукоделием Елена занимается вместе с 12-летней дочерью Машей.
– Чего мы только не перепробовали и не переделали за последние годы! Освоили лепку из глины народных игрушек-потешек в дымковской, филимоновской и каргопольской технике, лепку из соленого теста; делали народных обрядовых кукол-мотанок, вышивали лентами. Много раз становились победителями выставок. И, наконец, добрались до корон, …а вернее русских кокошников.
Интерес к историческому русскому костюму наверное закономерен для Елены – учителя истории. В школе вместе с учениками она частенько готовила костюмированные исторические реконструкции.
– Но на создание русских кокошников меня вдохновила выставка русских икон, расшитых жемчугом, которую я посетила в канун Пасхи в храме Христа Спасителя в Москве. Это великолепное зрелище зародило в моей душе мечту научиться делать что-то подобное. Увиденная там красота не давала мне покоя! На вышивку икон нужно особое благословение и обучение, и я на это не осмелилась, а вот сделать головные уборы в стиле а-ля рус решилась.
А тут еще и случай представился. Дочь Маша начала посещать театральную студию, где поставили спектакль по мотивам русских сказок. Нужны были костюмы… Так родился образ «Русская краса», полыхающий яркими красками, как волшебная жар-птица, как сказочный маков цвет.
– Родом я из шахтерского донбасского города, по национальности украинка. В наследство от моих бабушек-хохлушек мне достались старинная швейная машинка «Зингер» позапрошлого века и настоящая украинская вышиванка. Она-то и вдохновила! И девичий венец, и расписной пояс, и обручи – это не реплика, а свободная стилизация в славянском стиле, праздник души.
Вышивали этот костюм мама с дочкой по интуиции. Подобрали яркую цветовую гамму бусин и бисера, форму кокошника нашли в книгах русских сказок. А вышло чудо. Девочка с удовольствием надела этот костюм, в котором они с мамой сумели передать тонкость характера русских женщин: широту души и веселый нрав, скромность и задумчивость, твердость и решительность.
Снежное царство
А снежно-белый кокошник «Северное сияние» мастерицы создавали уже после серьезной подготовки. Изучали традицию русского головного убора, его символику. Получилась интересная фантазия по мотивам свадебных кокошников Архангельской губернии… В нем чистота, холод русского севера, великолепие снега и небесного сияния.
Безумно красива корона-кокошник «Медной горы хозяйка».
– Образ загадочной девы-Малахитницы очень близок мне по характеру, – признается Елена. – Мой папа настоящий горный мастер, всю жизнь занимался добычей полезных ископаемых, поэтому тема заповедных минералов мне знакома и близка с детства.
Для вышивки полюры (набора из 3-4 предметов (кокошника, воротника (бармы), пояса, обручей) использовались как натуральные самоцветы, так и обычные бусины. Корона, как настоящая шапка Мономаха, тяжела из-за обилия настоящих полудрагоценных каменьев (нефрит, малахит, горный хрусталь) и не всякой даме «по плечу».
– В образе Хозяйки Медной горы выступила моя невестка, красавица – Оля Дикарева, которая успешно передала суть характера повелительницы подземного царства.
На это творчество вдохновляют традиции русской культуры – русский фольклор, живопись художников Васнецова и Константина Маковского, русская история и многое другое. Увлечение историей помогло воплотить такие образы, как «Мария Темрюковна» (вторая черкесская жена Иоанна Грозного) и «Иван Грозный» (шапка Мономаха, бармы).
Технику изготовления венцов рукодельницы осваивали методом проб и ошибок.
– Если честно, мы с Машей самоучки. У нас нет и не было готовых эскизов. Мы не придерживаемся очень строгих канонов. После рождения идеи кропотливо подбираем цветовые сочетания, делаем первоначальную раскладку, фотографируем, потом опять экспериментируем, придумывая узоры. Однако некоторые традиционные русские орнаменты остаются в работах, например, турецкий огурец.
Пригодилось инженерное образование папы. Он делает проволочные каркасы для корон и рассчитывает углы кокошников, если они там есть.
Конечно, такое увлечение стоит недешево. Сначала мама с дочкой разорили шкатулки всех родственников, в которых нашлось много интересного из советского периода. Сейчас ищут материалы везде, где возможно.
На изготовление полюры уходит несколько килограммов бус, бисера. И пара месяцев искусной работы. Но творить красоту очень приятно. И это главное! Находятся и время, и средства, и силы – было бы желание.
Рабочее пространство всегда одно и то же – летом лоджия, зимой маленький столик на кухне. И на карантине эта привычная «мастерская» не простаивает.
– Для чего мы это делаем? Наше увлечение вышивкой выросло из мечты научиться делать своими руками красивые наряды в русском стиле.
Свои работы Елена практически нигде не выставляет, за исключением областной выставки. Она говорит, что делает их для души и для семейных фотосессий, которые периодически устраивает дома ради разнообразия досуга. Там и хранится рукодельная красота.
– Так что пока работаем «в стол», а вернее, в стеклянный шкаф, где хранятся наши короны. К счастью, в семье у нас все творческие люди, которых притягивает магия преображения. Взаимопонимание полное.
А чтобы снимки получались более качественные, Елена самостоятельно обучается профессиональной фотографии. Да еще прошла курсы парикмахеров, чтобы делать подходящие прически под красивые русские образы.
Гамаюн, Сирин, Алконост
Вынужденная изоляция во время эпидемии коронавируса только прибавила азарта мастерицам, которые просто не умеют сидеть без дела и скучать. Очередной их замысел – это целый цикл корон «Райские птицы славянской мифологии». Первый образ «Птица счастья – Гамаюн» уже готов!
Создание следующего образа «Птица печали – Сирин» подсказало само время и тревожная атмосфера, царящая в обществе. Эта корона будет черного цвета. По легенде, птица-Сирин полна драматизма: ее оперение, как смоль, лицо бледное и изможденное, крыльями она будто бы пытается прикрыть глаза, полные слез. Что она оплакивает?
Зато следующая работа «Птица радости – Алконост» обязательно будет очень позитивная, в розовых, бирюзовых и фиолетовых оттенках. Ведь Алконост – это райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье! Лик ее светел и открыт, щеки румяны, крылья раскрыты. Она устремлена в будущее и показывает, что страшиться его нечего!
– За каждой черной полосой обязательно наступает светлая. Мы искренне в это верим, и все обязательно наладится. Творчество помогает пережить все трудности. А планов у нас громадье. Мечтаем создать исторический образ княгини Ольги, Русалочки (по мотивам повести Гоголя), блоковской Незнакомки, царицынских барышень, Лесной нимфы. Карантин когда-нибудь закончится, а потребности творить нет конца!