«Хроники Края»: «Музыка – это откровение»

Лидер группы «Хроники Края» о новом альбоме, клипе, осеннем туре и не только

«Хроники Края» – один из самых самобытных и узнаваемых коллективов Волгограда, исполняющий музыку, не способную вместиться в какие-либо рамки. В минувшие выходные, 25 августа, ребята презентовали новую пластинку, а незадолго до этого поделились с миром замечательным видеоклипом. Музыкальный обозреватель «МК в Волгограде» первым пообщался с одним из основателей группы, вокалистом Григорием Дербенцевым, о планах, вдохновениях и не только.

Лидер группы «Хроники Края» о новом альбоме, клипе, осеннем туре и не только
Фото: Ксения Вязова

«Не хочется писать примитивно»

– Что было вначале? С чего начались эти «Хроники»?

– В начале 2016-го «Хроники Края» были запланированы как сайд-проект, потому что один из наших вокалистов (Паргев Варданян) уже играл в музыкальном коллективе. Мы вместе с нашей нынешней флейтисткой (Алиной Аликовой) любили играть нравившиеся нам на тот момент песни в акустическом варианте, что-то и правда перепевали на свой манер, но это было несерьезно.

Спустя время появился свой материал, преимущественно на русском языке, постепенно начались концерты, музыка переросла из хобби в первостепенное, как-то так и договорились.

– Почему «Хроники Края»?

– Название коллектива дюже метафорично, и ответ на этот вопрос не для выражения его вкратце. Но приблизиться к пониманию метафоры «Хроники Края» можно, познакомившись непосредственно с нашей лирикой. Ищущий и думающий слушатель с легкостью проведет для себя нужные параллели.

– Вы поете на русском, английском и армянском. С чем связано такое языковое многообразие?

– В нашем коллективе бытует мнение, что каждый язык по-своему уникален и мелодичен, а их структурные различия делают нашу музыку разнообразной и даже в некотором роде уникальной. Скажем, не в каждой песне получается уместить свою мысль в определенный стихотворный размер, да так, чтобы это звучало приемлемо, не только эмоционально, но еще и эстетично. В такие моменты помогают другие языки, в каждом из них свои преимущества, потому и происходят такие эксперименты. Мы в принципе любим экспериментировать.

– Кто из вас автор текстов, и на каких языках?

– Все три вокалиста пишут на русском, просто моего русскоязычного материала немного больше. Армянские песни, разумеется, исходят от Паргева, а с английскими вставками мы пока повременили, но, если вдруг кому-то из нас вздумается попробовать снова, никто не будет против. Английский в этом плане сильно проседает, поскольку каждый из нас старается вложить свой смысл в песню, а с языковым барьером, не являясь носителем языка, не совладаешь, на это нужна практика. Попросту говоря, не хочется писать примитивно.

– На русском ваши тексты отличаются интересным стихосложением и образностью. На других языках все так же?

– В последнее время мы использовали английский язык исключительно в целях усиления эмоциональной составляющей песни, нельзя сказать, что этот язык дает возможность сочетать сложную образность, не теряя при этом основной мысли. Опять же, повторюсь, не являясь носителем языка, с ним не совладаешь, на это нужна практика. Очевидно, что мы пока недостаточно хорошо им владеем.

Фото: Ксения Вязова

В сообществе группы в социальной сети Григорий время от времени пишет большие тексты о коллективе. В одном из них он рассказал об истории возникновения названия команды, а изначально и его сольного проекта. Оказывается в слове «edge», что переводится с английского как «край», зашифрованы инициалы музыканта. Кроме того, у названия есть отсылка к творчеству британского писателя Пола Стюарта.

Фото: Ксения Вязова

«Альбом стоил нам только времени»

– Ваша музыка своеобразна. Как вы сами для себя ее характеризуете?

– В первую очередь это не жанровая музыка, мы называем ее авторской, а употребляемая приставка «indie» говорит лишь о том, что эта музыка, как правило, независима, но кто мешает ей быть самобытной? Впрочем, это риторический вопрос.

– Но при всем при этом есть в вашей музыке элементы, разительно отличающие вас от других исполнителей. Как так вышло?

– На самом деле никто не говорит, что у нас выработался собственный стиль, или почерк, напротив, мы с каждым новым альбомом меняем взгляд на свое творчество, подход и способы его реализации, в этом можно убедиться, прослушав наши ранние композиции и сравнив их со свежим альбомом «Акватинта». Возможно, у зрителя сложилось определенное мнение касательно нашей музыки, но мы уверяем своего слушателя, что с годами оно будет только шире и разнообразнее. Можно сказать, что мы находимся в пути к своему звучанию, но не под конкретным влиянием, а под целым спектром нашего коллективного восприятия на мир и музыку в общем и целом.

– Раз уж разговор зашел об альбоме, давайте подробнее о нем. Какой, на ваш взгляд, из девяти треков самый хитовый?

– По правде говоря, это нереально, определить, какая песня в альбоме самая хитовая, к слову сказать, я не брендмейкер и не музыкальный аналитик, поэтому придерживаюсь мнения: «Жизнь все расставит по своим местам». Однако среди коллектива каждый находится при своем мнении. Если память не даст соврать, Володя (бас-гитарист) оценил песню «El chigites», Кирилл (барабанщик) под впечатлением от композиции «Знаки», а например, Костя, наш тур-менеджер, отдал свой голос за «Hayreniqi areve«, или Семён (клавиши, аккордеон, саксофон), допустим, в восторге от «Пропадом»... Видите, как сильно песни в альбоме отличаются друг от друга, настолько же сильно мнения по поводу треков отличаются у музыкантов. Все дело в восприятии, я бы отдал свой голос за песню под названием «Об одном», она хлесткая, разноплановая и совершенно иная относительно всего того, что мы когда либо пробовали, но это мое субъективное мнение.

– А не боитесь слишком уйти в себя с музыкальными экспериментами и потерять часть аудитории?

– Есть риск, но риск это не страх. В данном случае я могу сказать только одно: если аудитория будет, образно говоря, расти вместе с нашей музыкой, она никогда не будет разочарована в наших решениях, скорее наоборот, она непременно поймет и поддержит нас в трудные минуты. Музыканты всегда в некотором роде «в себе», благодаря этому все мы живы.

– Вы отбирали треки для пластинки из некоего множества или записали «то, что было»?

– И так, и так. Некоторые песни целенаправленно были написаны для альбома, какие-то заблаговременно до его появления.

– Сколько времени заняла запись альбома? Процесс вообще из простых?

– Было трудно потянуть альбом за два месяца, но мы готовились. Тут такой момент, мы с сентября прошлого года начали выпускать одиночные композиции, мимоходом выпустили второй мини-альбом «Chanaparh», после которого вышло еще несколько синглов. Думаю, это помогло нам подготовиться к новому альбому и создать его в максимально короткие сроки, а трудность заключалась в том, что треть аранжировки всего альбома мы сочиняли уже в процессе самой записи.

– Сколько сейчас стоит в Волгограде записать 9 песен?

– Мы записывали эти 9 композиций, как и предыдущие 15, в домашних условиях, потратив на это только все свое время. Да дома, да сложно, но это реально, если настрой серьезный.

– Неужели абсолютно все было сделано в прямом смысле своими руками?

– Совершенно верно, от начала и до самого конца. Сочинение, аранжировка, запись, сведение, мастеринг, визуал, мы к этому привыкли.

– Есть совет по такой же самореализации для начинающих музыкантов?

– Никогда не надейтесь на кого-то, кроме самих себя, если вы начали заниматься музыкой, не ждите помощи со стороны, особенно в самом начале своего творческого пути.

– А если говорить более конкретно, то что нужно для «чистой» записи «на коленке»?

– Что касается «чистой записи на коленке», вам потребуется один вокальный микрофон со стойкой, одна четырехканальная аудиокарта, ноутбук с соответствующими секвенсорами и желание, помноженное на терпение, для начала. Умение всем этим пользоваться придет со временем, но результата добьются только те, кто находится в безвыходной ситуации, и те, у кого не возникает вопроса «стоит ли этим заниматься?», иначе все вышеперечисленное вам не поможет.

Фото: Ксения Вязова

Акватинта (итал. aqua – вода и tinta – краска, тон) – одна из манер техники глубокой печати – возникла во Франции в середине XVIII в. как средство воспроизведения в гравюре образцов тонового рисунка тушью. Музыканты, назвавшие свою новую работу таким красивым, но несколько заумным названием, впрочем, призывают к более вдумчивому его восприятию, проводя параллель с метафорой получения конкретного результата методом проб и ошибок.

Читайте также: Astronauts 'n All: «Так звучит молодость»

Фото: Ксения Вязова

«Мы поехали в область немного развеяться…»

– У вашего коллектива есть одна интересная особенность. Вы делаете уникальные вещи «из подручных средств». Недавно вышедший клип – работа того же разряда?

– Так оно и есть. Нам требовалось сделать паузу перед сведением альбома, скорее даже в середине его сведения, и мы поехали в область, немного развеяться и отпустить свои мысли.

– Как родилась идея для клипа? Это был сценарий или импровизация?

– Идея клипа нечаянно родилась за день до его воплощения. На реализацию нашего активного отдыха было выделено полтора дня, первую половину которых мы потратили на то, чтобы собрать всю тусовку в одной большой комнате и ляпнуть что-то типа: «Ребят, поехали завтра клип снимем?». При условии, что никто из находящихся на тот момент в помещении понятия не имел, что для этого требуется. После бурного обсуждения массы несуразных сюжетов, мы выбрали самый оптимальный. Вначале ясно было только то, что нам хочется запечатлеть подругу, пока она не собрала чемоданы, но в пятом часу утра, несмотря на небольшое опьянение, мы совершенно трезво определились с тем, что в клипе Маша сыграет музу.

– Сам процесс съемки был трудоемким?

– О да, как оказалось, нам предстоял тяжелый съемочный день. После полудня мы начали понимать, зачем была нужна подробная раскадровка. На деле у нас было что-то вроде комикса. Он представлял собой порядок сцен, в который, как выяснится позже, мы не укладывались еще до того, как к нам пришла идея клипа. Ни слова о локациях (благо в нашем распоряжении были две машины), не говоря уже о правильном подходе съемки, выбора освещения и так далее. Правда все вышло не так уж плохо, как могло показаться на первый взгляд, мы получили новый опыт на стадии подготовки клипа, а вся команда не нарадуется его публикации в Сети. Подписчикам нравится, нас устраивает, все довольны! Будем пробовать еще что-нибудь в этом роде.

– Возвращаемся к «языковой» теме. Почему вы выбрали для видео именно трек на английском?

– Хороший вопрос. Мы ожидали, что рано или поздно нам придется на него ответить. Есть сразу несколько причин. Во-первых, на данном этапе у нас появился постоянный ударник / перкуссионист и нам хотелось максимально достоверно показать свой музыкальный состав новому слушателю, с которым мы будем знакомиться на протяжении осеннего тура. Во-вторых, «Like the Sun» – единственный трек, в котором присутствует кахон в качестве ритм-секции. Словом, требовалось соответствие звуковой дорожки и картинки клипа. И третья, но не основная причина, заключается в том, что он подходил нашему настроению. Мне кажется, здорово таким образом попрощаться с летом.

– Не потерялась работа на фоне альбома?

– Напротив, если бы мы опубликовали его после выхода нового альбома, вероятно, он привлек бы к себе меньше внимания, чем получилось сейчас.

«Мы выберем андеграунд»

– У вас не самый, что называется, классический состав группы. По какому принципу вы набирали людей?

– Скорее, не по конкретному принципу, а по необходимости. Это элементарно, на мой взгляд, в любом перспективном коллективе, не поймите меня неправильно (говоря «перспективный», я имею в виду «с заделом на будущее»), должен быть бас-гитарист, иначе не будет плотности, к тому же, когда нас было трое, группе явно не хватало низкого регистра. Без бас-гитары и ритм-секции твой звук не будет «качать», а клавишные, как водится, обогащают любую музыку и делают ее просторнее. Но тот факт, что наш клавишник немного владеет саксофоном, не может не радовать. Это добротная почва для новых экспериментов!

– Почему сейчас все популярнее становятся коллективы с нестандартными составами?

– Честно говоря, я не наблюдаю такой тенденции. Музыкальные коллективы со схожими составами, а также близкие нам по духу зачастую совершенно иначе мыслят, относительно «популярного». Если мерить музыку двумя мерилами, «популярное» и «андеграунд» (исключительно ради ответа на этот вопрос), мы хором отнесем себя ко второму. Не думаю, что кто-то станет доказывать обратное. Все мы знаем, что сейчас популярно.

– Что вы слушаете из современной музыки?

– Не так давно Паргев прислал послушать альбом Бенджамина Клементина «At Least For Now», выпущенный в 2015-м, думаю, это можно отнести к современной музыке. Без спойлеров и субъективной критики могу произнести только «браво»! В целом группе импонируют такие авторы / коллективы, как Ben Howard, Patrick Watson, Tigran Hamasyan, Mgzavrebi, Andrew Bird...; из отечественных мы наблюдаем за такими ребятами, как Карелия, «Весна в Сан-Бликко», Sirotkin, On The Go, The Retuses...; все достойные, у каждого есть чему поучиться;

– А что касательно волгоградской сцены?

– Если говорить про интересных местных музыкантов, то это, разумеется, наши коллеги по цеху – «Небо Рыб» и «Astronauts 'n All».

– У всего есть две стороны, и у музыки в том числе. Что, по-вашему, толкает российскую сцену в сторону регресса?

– А с чего вы взяли, что кто-то позволяет российской сцене регрессировать? Например, я этого не говорил. Каждый здравомыслящий музыкант понимает, что если его что-то не устраивает в «российской сцене», нужно начинать работу с самого себя, быть может, тогда что-то изменится.

– Какие у группы планы на будущее?

– Музыка – это откровение, а на откровение нужно время. В планах есть несколько пунктов, первый – осуществить осенний тур, второй – презентовать наш новый альбом «Акватинта» в родном городе. Мы обычно обо всем рассказываем в соцсетях. У нас все прозрачно.

Фото: Ксения Вязова

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру