Волгоградцы расскажут об утраченной архитектуре родного города

В Волгограде издана уникальная книга «Из прошлого в будущее: архитектура Царицына – Сталинграда – Волгограда»

В Волгограде издана уникальная книга «Из прошлого в будущее: архитектура Царицына – Сталинграда – Волгограда». Ее автор – известный ученый, член Союза архитекторов России, профессор, кандидат технических наук, организатор музея архитектуры Царицына –Сталинграда – Волгограда. Это не первый его печатный труд, посвященный неизвестным фактам из истории городской архитектуры, и книги Олейникова всегда вызывают живой читательский интерес, становятся библиографическими раритетами.

В Волгограде издана уникальная книга «Из прошлого в будущее: архитектура Царицына – Сталинграда – Волгограда»

– Петр Петрович, вы уже много лет неутомимо исследуете утраченный архитектурный облик Волгограда, города, которому выпали тяжелые испытания, который, как птица Феникс, погибал и возрождался. Что послужило толчком для изысканий?

– Толчком к изучению архитектурного прошлого нашего города стало понимание того, что о Сталингрдской битве, о ее сражениях подробно изложено буквально по дням, по часам в многочисленных исследованиях, публикациях, фильмах, в том числе документальных. Что город был стерт с лица земли, уничтожена его инфраструктура. Но вот каким был довоенный город, какие здания, площади, скверы и набережные его украшали? Существовала очень скудная информация по этим вопросам, и даже при обучении профессии архитектора нам не рассказывали об архитектуре Царицына и довоенного Cтaлинградa и уж тем более – о его архитекторах, инженерах и строителях. Достаточно сказать, что один из мэтров архитектуры Волгограда считал датой постройки собора Александра Невского 1888 год.

Все объясняется просто: вместе со зданиями в огне сражений были уничтожены многие архивы, документы, погибли строители, архитекторы, инженеры – участники работ в довоенном городе.

После публикации первых статей и книг усилился профессиональный интерес, появилось желание продолжить исследования, ведь чем больше узнаешь, тем больше возникает вопросов по теме.

Появление последней книги связано с отсутствием изданий, в которых бы максимально был представлен весь город как изменяющийся живой организм, с его набережными, театрами, жилыми зданиями, школами, лечебными учреждениями. Начиная от проектов зданий Царицына XIX века до проектов довоенного Стaлинграда, проектов восстановления разрушенного города и заканчивая проектами перспективного развития Волгограда. В книге максимально использован иллюстрационный материал, который включает более 460 фотографий, проектов и чертежей. И рассчитана она на всех, для кого интересна история проектирования и строительства нашего прекрасного и знаменитого города. Фактически это иллюстрированная архитектурная энциклопедия городских построек за последние 150 лет.

– Какие новые, ранее неизвестные факты вы приводите?

– Более 30 фотографий и архитектурных проектов впервые вводятся в научный оборот. Это проекты построек на Волго-Донской железной дороге, которая была открыта в 1862 году и стала четвертой железной дорогой в России. А самое удивительное, что здания, построенные по этим проектам, сохранились до наших дней, и здания деревянные! Это жилые дома по улице Пугачевской, конечно, пристроенные, надстроенные, пережившие Сталинградскую битву, но те самые, из позапрошлого века!

– Расскажите, пожалуйста, особенную, наиболее поразившую вас историю одного царицынского или сталинградского дома.

– Таких историй можно проследить немало. Прежде всего, это связано с найденными в одном из государственных архивов России материалами о соборе Александра Невского. Нам удалось получить уникальную по качеству фотографию собора, а точнее, его колокольни.

И это даже не фотография, а реконструкция фасада по кадрам документального фильма 1924 года, собранная нами из нескольких отдельных кадров. Качество получилось таким, что можно рассмотреть каждый кирпичик, декоративный элемент, узор на фасаде! И нам особенно приятно, что архитекторы и строители, авторы проекта воссоздания собора Александра Невского, использовали данный материал в своей работе.

Также нам удалось выявить архитекторов, авторов проектов некоторых зданий. Так, в 1916 году было построено здание Царицынской земской управы (сейчас здесь находится Волгоградский областной краеведческий музей). Автором проекта этого здания стал саратовский архитектор Терликов, он же выполнил корректировочные чертежи собора Александра Невского для Царицына, аналогом которого послужил Оренбургский собор архитектора Ященко.

– Какие белые пятна истории волгоградской архитектуры еще не заполнены?

– Этих пятен пока очень много. К сожалению, мы еще мало знаем об архитекторах Царицына, о его строителях. Одним из таких белых пятен является здание Дома Красной Армии на территории Авиагородка, где располагалась Сталинградская военно-авиационная школа пилотов им. Сталинградского Краснознаменного пролетариата. После войны там было размещено Качинское Краснознаменное военное авиационное училище летчиков им. А. Ф. Мясникова. Дом Красной Армии считался одним из лучших в стране, но нет фотографий его довоенных фасадов, неизвестен автор проекта, остались только редкие фотографии развалин.

Также мы не можем пока обнаружить фотографии здания купца Шлыкова на ул. Дубовской (сейчас Академической). Именно в этом здании Института архитектуры и строительства ВолгГТУ находится сейчас музей архитектуры Царицына – Cтaлинградa – Волгограда. В здании после революции работал Сталинградский образцовый педагогический техникум им. Ленина, здесь обучались будущие учителя начальных классов и воспитатели детских садов, были подготовлены перед войной сотни специалистов, но нет фотографии целого здания, опять только руины. Мы надеемся, что читатели помогут обнаружить такие фотографии в семейных архивах, ведь уже в то время было принято фотографироваться выпускникам возле своей альма-матер.

– На многих горожан недавно произвело неоднозначное впечатление сообщение о том, что экскаватором случайно вскрыт склеп на территории нынешнего городского сада. А вас удивило это сообщение? Как вообще вы относитесь к этой ситуации, какой из нее может быть выход (предлагалось перезахоронить найденное в другом месте)?

– Этот факт меня не удивил, т. к. достаточно хорошо известно о кладбищах в Царицыне, на старых картах они указаны. Справедливости ради отмечу, что представители некоторых застройщиков обращались ко мне за сведениями о нахождении таких захоронений, видимо, учитывали возможные проблемы при создании новых проектов застройки. На мой взгляд, перезахоронение необходимо при проведении масштабных строительных работ, когда могут быть использованы большие площадки. Эта проблема существовала всегда, я помню, например, как при затоплении Волгоградского водохранилища в конце 1950-х годов вода поднималась, подмывались крутые берега, грунт обрушивался и тоже обнаруживались многочисленные захоронения.

– И уж коль я затронула эту тему, должны ли современные жители знать, где ранее в черте города располагались царицынские и сталинградские некрополи, или прошлое уже пусть само хоронит своих мертвецов?

– Конечно же такую информацию мы должны иметь, в конце концов, это ведь наша история. Это необходимо учитывать и при разработке новых проектов, особенно крупных (дорог, туннелей, подземных автостоянок и т. п.)

– В целом о каких утраченных документах и свидетельствах вы сейчас жалеете?

– На набережной архитектором Кулевым в 1939-м был спроектирован и построен подземный ресторан «Метро», он был хорошо оформлен с использованием мрамора, гранита, здесь сыграл свою роль «бренд» московского метро, но постройка была убрана к началу 1950-х годов при реализации проекта новой набережной. Среди утраченных документов я бы назвал материалы краевой архитектурной выставки, которая открылась в феврале 1936 года перед началом работы I краевой архитектурной конференции в здании ТЮЗа. Там были представлены 83 чертежа и фотографии выстроенных зданий Стaлинграда!

Огромный интерес представляет и само здание ТЮЗа, ведь это бывший лучший в городе кинотеатр «Парнас», построенный в 1915-м архитектором Вейзеном на средства купца Миллера. После революции здесь устроили кинотеатр «Красноармеец», а затем уже ТЮЗ.

Кстати, известна приверженность купца Миллера к осуществлению оригинальных построек, среди которых, к примеру, – дворец Миллера, находившийся в конце Пушкинской улицы, на склоне реки Царицы.

Мы со студентами после длительных исследований сделали чертежи и изготовили макет дворца и предлагаем воссоздать его в рамках работ по благоустройству поймы Царицы, которым сейчас уделяется большое внимание со стороны властей. Это небольшое по объему здание может стать не только оригинальным акцентом при благоустройстве, но и напоминанием об архитектурных особенностях нашего города.

– Мы уже сказали о том, что вы вводите в научный оборот документы и фотографии, которые публикуются впервые.

– Да. Хочется еще отметить впервые публикуемые фотографии здания театра на 800 мест и клуба им. М. Горького в Верхнем поселке Сталинградского тракторного завода, развертки площади Павших Борцов, жилого дома НКВД на ул. Пензенской, строящейся гостиницы «Большая Cтaлингрaдскaя». Общее для них – это высокое качество изображения. Фотографии зданий обнаружены в различных архивах: в музее архитектуры им. Щусева, в Российском государственном архиве кинофотодокументов и др. Причем несколько фотографий из музея архитектуры еще не были атрибутированы, т. е. не были описаны и не поступили в общий доступ, но нам удалось их получить, т. к. дирекция музея знала о наших многолетних исследованиях архитектурной истории Волгограда.

– Исследования архитектурного наследия Волгограда продолжаются?

– Да, сейчас готовятся к изданию еще несколько книг – об архитекторе Лысове, об архитектуре Cталинградa (1925-1961 гг.). Федор Максимович Лысов – заслуженный архитектор РФ, почетный гражданин города-героя Волгограда, один из соавторов проекта мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Он оставил удивительные воспоминания о своей работе, о городе, о друзьях, о встрече с выдающимися советскими архитекторами, о своей семье.

В этом году ему исполнилось бы сто лет со дня рождения, мы просто обязаны издать его воспоминания и приглашаем к сотрудничеству спонсоров. Мы приглашаем к сотрудничеству также городских старожилов, любителей истории края, родных и близких тех, кто имеет отношение к восстановлению и строительству Волгограда.

Мы приглашаем посетить недавно созданный музей архитектуры Царицына – Cталинградa – Волгограда, в котором уже теперь можно увидеть более 20 макетов утраченных зданий. И мы будем очень рады, если жители Волгограда поделятся воспоминаниями, документами, снимками, личными вещами для передачи в музей архитектуры города.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру