Новый формат
Члены совета по инвестициям при губернаторе Волгоградской области обсудили состояние инвестиционного климата, который нашел отражение в опубликованном на днях Национальном рейтинге. В дискуссии приняли участие как представители региональных властей, так и бизнесмены, эксперты Агентства стратегических инициатив (АСИ).
Напомним, за прошедший год область поднялась в рейтинге на пять пунктов. Региону удалось улучшить результаты сразу по 19 показателям. Среди них можно выделить такие важные для ведения бизнеса, как подключение к электросетям (с 89 до 77 дней), постановка на кадастровый учет (с двух месяцев до 33 дней).
Успешной оказалась работа по таким направлениям, как каналы прямой связи инвестора с руководством субъекта РФ, эффективность института оценки регулирующего воздействия (ОРВ), наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты и поддержки инвесторов, оценка деятельности органов власти по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оценка деятельности органов власти по лицензированию отдельных видов деятельности.
– Создание благоприятного инвестиционного климата, формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождение инвестиционных проектов является нашей главной стратегической целью, – отметил замгубернатора, председатель комитета экономики и развития Волгоградской области Александр Сиваков. – Ее достижение возможно только при взаимодействии бизнеса, населения и власти.
В этом плане впервые в Волгоградской области на заседании совета было решено активнее привлекать к экспертной работе самих бизнесменов. Более того, если в руководстве совета ранее были сплошь чиновники, то теперь у председателя Совета по инвестициям, которым является глава региона, стало два заместителя, одним из которых стал общественный представитель АСИ в Волгоградской области Александр Андреев.
В числе обсуждаемых на Совете тем были и программы комплексного развития моногородов Фролово и Михайловки.
– Если мы добьемся улучшения инвестиционной привлекательности моногородов, то будет решена проблема безработицы, – убежден Сиваков. – От этого зависят уровень и качество жизни людей.
Участники Совета по улучшению инвестиционного климата положительно оценили проекты по внедрению муниципальных практик из специально разработанного «Атласа» в Алексеевском районе. В частности, здесь сократились сроки и финансовые затраты на проведение разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства.
Стоит отметить, что в этом муниципальном районе внедрили три лучшие практики ведения бизнеса из трех запланированных. А вот в Волгограде работа в этом направлении будет продолжена, здесь внедрено шесть практик из тринадцати.
Инструментальный подход
Объективные данные говорят о том, что за последние три года количество инвестиционных проектов в Волгоградской области неуклонно растет. Сегодня для инвесторов в регионе предусмотрено 52 вида государственной поддержки бизнеса, среди них льготы по налогам, выделение земельных участков без торгов, комплексное сопровождение инвестпроектов, упрощенные административные процедуры, информационно-методическая помощь.
Для удобства ведения бизнеса, повышения доступности муниципальных и государственных услуг, а также снижения административных барьеров открыты бизнес-окна, предоставляющие широкий спектр услуг.
Волгоградская область стала одним из первых регионов, заключившим дополнительное соглашение с Корпорацией МСП и получившим возможность регистрировать представителей бизнес-сообщества на портале Бизнес-навигатора. С 21 апреля с помощью МФЦ этим воспользовались уже 1,5 тыс. бизнесменов. Всего в первом полугодии 2017 года субъекты малого и среднего предпринимательства получили в МФЦ Волгоградской области более 2,8 тыс. услуг Корпорации МСП.
Также для представителей волгоградского бизнес-сообщества доступна поддержка ряда институтов развития: Центра поддержки экспорта, бизнес-инкубатора, Центра инжиниринга и Центра поддержки предпринимательства.
Вопросы доступности заемных средств бизнесменам помогают решить Гарантийный фонд и Микрофинансовый центр. Инфраструктура поддержки представлена на площадке Центра развития бизнеса, который расположен в здании комитета экономической политики и развития Волгоградской области.
Председатель комитета Волгоградской областной думы по экономической политике, инновационному развитию, предпринимательству и вопросам собственности Руслан Шарифов уверен, что инвесторам сегодня нужны понятные и прозрачные правила, видение позитивных перспектив и возможных преференций.
– Реализация инвестпроектов занимает несколько лет, но главный показатель оценки таких проектов – новые рабочие места. В регионе их уже создано 3,5 тыс., а в перспективе цифра может удвоиться, – отмечает Шарифов. – Кроме того, объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Волгоградской области составил 2,2 млрд рублей. Это больше, чем мы прогнозировали. Причем поступления в четыре с лишним раза превысили сумму предоставленных льгот, что говорит о наличии бюджетной эффективности.
Экспертное мнение:
Александр Андреев: «Мы в самом начале пути»
О результатах работы по улучшению инвестиционного климата Волгоградской области «МК в Волгограде» рассказал общественный представитель АСИ в регионе, новоиспеченный заместитель председателя Совета по инвестициям при губернаторе Волгоградской области Александр Андреев.
– Александр Валерьевич, Волгоградская область поднялась в национальном рейтинге АСИ на пять пунктов. Как оценить этот результат?
– В условиях, когда идет серьезная конкуренция между регионами, я считаю, что Волгоградская область очень старается. Тяжело стартовать с низких позиций – образно говоря, мы находимся где-то на стадии фундамента, а другие регионы уже перешли к стадии отделки. У нас идут серьезные монолитные работы, прежде всего с законодательством, с управленческой командой. Но нам необходимо ускориться, так как остальные регионы не стоят на месте, а усиленно работают, внедряют лучшие практики. Здесь очень хорошо подходит цитата всем известного произведения: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
– Изменения в работе Совета как-то связаны с тем, какой результат у региона?
– Изменения в Совете не связаны с Национальным рейтингом. Это необходимые меры для того, чтобы Совет не носил номинальный характер, а работал. Эти требования прописаны в стандартах АСИ, и мы очень долго добивались того, чтобы изменения произошли, объясняли власти, что Совет по улучшению инвестиционного климата, состоящий из чиновников, априори имеет мало шансов стать эффективным. С приходом нового руководителя комитета экономики Александра Сивакова мы были услышаны, он запустил процесс по усилению роли бизнеса в составе Совета и изменению формата его работы. Теперь половина членов Совета – это руководители и собственники бизнеса, люди, которые много делают для развития региона и готовы давать конструктивную обратную связь и предложения.
– Одним из новшеств в работе встречи станет изменение самого формата. Расскажите, чем это отличается от того, как работали в прошлом году. Изменятся как-либо задачи, стоящие перед членами совета?
– Если вспомнить, как Совет работал в прошлом году, то большая часть заседаний сводилась к обсуждению методики расчета показателей Национального рейтинга инвестиционного климата. Чиновники, которые отвечали за тот или иной показатель, приходили на Совет не с решениями о методах улучшения ситуации, а с критикой в адрес критериев оценки. Вместо работы по улучшению инвестиционного климата мы слушали о том, что у нас все хорошо. Но реальность, к сожалению, отличалась от красивых докладов.
Методика работы Совета, которую мы разработали с руководством комитета экономической политики, в корне отличается – она направлена на результат. Если вкратце, то работа будет строиться таким образом: проектный офис поэтапно будет рассматривать направления стратегии социально-экономического развития через призму Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. Например, к следующему совещанию рабочие группы при проектном офисе – каждая по своему направлению – должны подготовить доклады о ситуации по направлению "институциональная среда" с подробным анализом проблем и путей их решения. Почему мы выбрали институциональную среду – как ни крути, все сводится к законотворчеству, и каждая существующая проблема отправляет нас к необходимости совершенствования законодательства.
Подготовка доклада проходит в два этапа: первый – работа составом проектного офиса, второй – корректировки экспертами от бизнеса. Эксперты, например, могут сместить акцент в проблемном поле или предложить иные инструменты по решению вопроса. А затем доклад выносится на Совет. Члены Совета дают обратную связь, и тут же формируются поручения и контрольные сроки их выполнения.
Мы не строим иллюзий, если за год получится силами Совета и проектного офиса реализовать несколько проектов по улучшению инвестиционного климата – это уже позитивный результат, который в дальнейшем будет давать синергетический эффект. Мы, как я уже говорил, в самом начале пути.
– Какие показатели рейтинга, на ваш взгляд, регион сможет наверняка подтянуть к следующему подведению итогов?
– Мне сложно давать такие прогнозы – здесь большую роль играет человеческий фактор. Никто не скрывает, что сейчас в регионе в этом направлении наблюдается кадровый дефицит профессионалов. С одной стороны, можно прописать новые регламенты по срокам процедур получения разрешений на строительство и подключения к инженерным сетям, и в рамках работы Совета мы будем это делать, но власти приходится быть реалистами. Они понимают, что выполнять это будут люди, которые привыкли работать в старом формате. Нужно время на смену подхода, на адаптацию к новым условиям работы. И большие надежды мы возлагаем на МФЦ для бизнеса. Я лично тестировал работу их офисов и был очень сильно удивлен, в хорошем смысле.