В Волгограде сетевики и местные поставщики продуктов ищут общий язык

«МК в Волгограде» узнал, когда в волгоградских магазинах станет больше местных продуктов

Торговые сети, представленные в Волгоградской области, антимонопольщики «проштурмовали» на предмет соблюдения профильного законодательства. Нарушений прав поставщиков продукции в супер- и гипермаркеты выявлено не было, однако в УФАС заявляют: проблемы в цепочке поставщик-сетевик есть, но они замалчиваются.

Хлебная доминанта

Антимонопольщики в течение полугода проверяли самые популярные магазины федеральных и волгоградских сетей формата супермаркет, гипермаркет, магазин у дома. Сегодня в Волгоградской области работают десять федеральных и региональных торговых сетей. Доля местной продукции на полках супермаркетов увеличилась в 2016 году на 6,4%. Больше всего волгоградских продуктов на хлебных (около 100%), молочных полках и на овощных лотках. Отрасль торговли остается одной из ведущих по вкладу в валовый региональный продукт региона (14,5%), уровню налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ (13,2%) и обеспечению занятости населения (порядка 20%). Многие ритейлеры создают высокопроизводительные торговые места (12% от всех созданных в регионе). По итогам прошлого года оборот розничной торговли региона составил 345,7 млрд рублей – такую сумму волгоградцы отнесли в кассы ритейлеров.

Нарушений прав предпринимателей не выявлено ни одного, а вот права поставщиков кое-где ущемлялись. Например, на сайте волгоградского сетевого магазина не был размещен типовой договор на поставку товаров. То есть товары местных производителей здесь не очень-то и желали видеть, раз чинили для поставщиков дополнительные барьеры.

- В общем-то это не грубейшее нарушение, в целом проверка не выявила ущемлений право поставщиков, - говорит руководитель регионального управления ФАС Роман Лучников. - Но в частных беседах с контрагентами торговых сетей, бизнесмены признаются, что они попросту боятся жаловаться на ритейлеров, поскольку их товарам может быть вообще закрыт доступ на прилавки магазинов.

Сильный жрет слабого?

Ровно год назад в ФЗ ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" были внесены существенные изменения. Самое главное нововведение предусматривало ограничение совокупного размера вознаграждения, которое выплачивается поставщиками продовольственных товаров торговым сетям за приобретение товаров, и платы за оказание дополнительных услуг (их еще называют ретробонусы).

Размер выплат поставщика в пользу торговой сети теперь ограничивается 5% от цены приобретенных продовольственных товаров. При этом в данную сумму включается как вознаграждение торговой сети за приобретение определенного количества товаров, так и плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистике, подготовке, обработке, упаковке продукции.

Интересно, что сам термин «услуги по продвижению товаров» в новой редакции Закона о торговле трактуются очень широко: к ним относятся реклама товара, особая выкладка, исследования потребительского спроса и даже подготовка отчетности по продажам. При этом предельный размер вознаграждения должен рассчитываться от «чистой» цены товаров: при расчете не учитывается сумма НДС, а в отношении подакцизных товаров – сумма акциза, что, естественно, снижает размер допустимого вознаграждения. Волгоградские поставщики продукции поправки в закон назвали «драконовскими».

- Получается, сетевикам доплачивают за то, что их прилавки не пустуют, как 90-е, - говорит Зоя Джевело, владелец тандырной. – Мы с мужем подсчитали все дополнительные расходы, которые свалились на нас после принятия этих поправок и решили отказаться от работы с ритейлом. Влезли в кредит и открыли собственную тандырную. Прибыль за первые восемь месяцев после разрыва отношений с сетевиками вышла больше.

Дорогое притяжение

Изменения в законе о торговой деятельности не всеми торговыми компаниями были приняты с восторгом. Федеральные СМИ писали, что крупнейший в РФ ритейлер по выручке повысил в 3 раза штрафы для поставщиков. А что, ведь теперь штрафовать их можно за отсутствие обещанной поставки на 15% от стоимости непоставленного товара, за неполную поставку или срыв сроков – на 15% от стоимости партии, условия поставки которой нарушены. За поставку лишнего поставщику — также штраф 15% от стоимости всей партии, а если ритейлер отказался продавать излишек, то поставщиков обязывали самостоятельно вывезти его. К чему это привело в Волгограде, мы уже писали. Горожане стали свидетелями настоящей хлебной свалки, которую местный хлебзавод организовал в Кировском районе. На такой шаг хлебопеки решились потому что у них попросту не оказалось денег на цивилизованный вывоз продукции из магазинов.

Мониторинг нам поможет

Практически сразу после принятия поправок в федеральный закон, в Волгоградской области приступила к работе группа мониторинга по его исполнению. В нее вошли представители законодательной власти региона, ритейла и общественности. Все вместе они отслеживали, как изменения в федеральном законе о торговой деятельности отразятся на торговых сетях, производителях и рядовых волгоградцах.

И вот на прошлой неделе мониторинговая группа провела совещание, где ее члены подвели итоги своих наблюдений.

По оценке волгоградских экспертов, прибыльность торговых сетей составляет порядка 50%. Производители платят деньги за вход, вознаграждение в виде процента от приобретенного продовольствия, различные бонусы. Все это, в конечном итоге, бьет по нашему с вами карману. Кроме того, сети пользуются, по сути, беспроцентным кредитом – отсрочкой платежа за поставленные производителем товары.

Есть за что

Уже первые проверки торговых сетей Волгограда показали, что проблемы в отношениях ритейлеров с производителями есть. Члены мониторинговой группы столкнулись с вопиющими фактами: например, договор на поставку товара был заключен, а продукцию поставщики не привозили в срок. Неприятно удивил и процент местных товаропроизводителей в проверенных сетях — от 16 до 20%, при средней цифре по региону в 50%. Проверка велась по основным товарным группам наиболее потребляемых продуктов питания. Оказалось, что в проверенных магазинах практически отсутствуют куриные яйца и куры производства Волгоградской области. Покупателям предлагали покупать курицу из Воронежа, Белгорода и Башкирии. Арбузы и дыни, в большом количестве представленные сегодня на волгоградских рынках, в магазинах оказались привезенными из Ростова-на-Дону.

Показано оперативное вмешательство

В апреле этого года состоялась встреча губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова с представителями регионального бизнес сообщества. По ее итогам глава области поручил экономическому блоку провести встречи с предпринимателями региона в формате прямого диалога без посредников. Вскоре вопросы взаимодействия волгоградского бизнеса и торговых сетей стал самостоятельной темой и потребовал более детальной проработки.

Уже в мае состоялась первая встреча руководства торговых сетей, работающих в регионе с действующими и потенциальными поставщиками. Посредников в этом непростом диалоге выступила областная власть.

- Торговые сети в регионе бурно развиваются и их оборот растет, несмотря на то, что общие показатели розничной торговли уменьшились, - отметил замгубернатора – председатель облпромторга Роман Беков. - Областные власти согласовывают выделение участков для строительства новых магазинов. Но мы также намерены добиваться и того, чтобы сетевые компании реализовывали продукцию местных производителей, а не привозили ее из других регионов.

Претензий к ритейлерам накопилось много у всех. По словам директора пивоваренной компании Татьяны Черновой, проблемы начались после вступления в силу поправок в торговое законодательство об ограничении так называемых ретро-бонусов. Сетевые компании повысили требования по скидкам к стоимости продукции и требования по маркетинговым акциям. Это привело к тому, что расходы производителя увеличились еще больше, чем до изменений законодательства.

Гендиректор волгоградского завода безалкогольных напитков Наталья Левкина поделилась другой проблемой. Она пытается «зайти» в федеральную торговую сеть со своими лимонадами уже 1,5 года, но до сих пор не получила внятного ответа на свою заявку.

Директор овощеводческого ГУП Григорий Бутков говорит о том, что проблема возвратов товара на условиях сетевых магазинов делает сотрудничество с ними убыточным. Его поддержали коллеги по производству овощей на открытом грунте. По их словам, сети пренебрегают правильным хранением их продукции и большое количество некондиционного товара возвращается поставщику.

Гендиректор местного производителя мороженого Амбарцум Давтян пожаловался, что даже работая с сетями поставить свою продукцию в их рамках в другой регион практически невозможно. Это объясняется наличием в регионах собственных производителей.

- Почему этот же принцип не работает по отношению к волгоградским производителям у на в области? – задается вопросом предприниматель.

Не отмалчивались и ритейлеры. Представитель крупнейшей в России торговой сети заявил, что цены и ассортимент сегодня формируют сами волгоградцы, голосуя рублем за «привозной» товар.

Менеджер другого федерального ретейлерами Евгений Усиков обратил внимание на то, что слабым местом многих небольших производителей является подготовка документации. Некоторые поставщики «уходят» с полок магазинов после перерегистрации юридических лиц.

Куратор закупок одной из волгоградских сетей Ирина Арькова считает, что часто цена производителя является неоправданно высокой, а сами аграрии не хотят кооперироваться. «Приезжайте и закупайте с поля за наличку» - вот что говорят фермеры в ответ на предложения о сотрудничества. Именно поэтому зимой волгоградцам предлагают египетскую картошку и израильский чеснок.

Реакция положительная

Переговоры с ритейлерами все же принесли свои плоды. Например, администрация Волгоградской области подписала соглашение крупнейшим федеральным ритейлером, который представлен тремя брендами сетевых магазинов в регионе. Компания до конца 2018 года инвестирует около 300 млн рублей в открытие 50 магазинов в дополнение к уже имеющимся. В результате 770 волгоградцев будут обеспечены работой.

Помимо этого, компания открыла мини-распределительный центр в Волгограде. Это позволит решать вопросы с логистикой и существенно сократить расходы местных поставщиков на доставку своей продукции.

Еще одним положительным итогом переговоров с сетевиками стало их активное участие в торгово-закупочных сессиях и традиционных «Днях качества».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 2 августа 2017

Заголовок в газете: Отпустите меня на прилавок...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру