Новый уровень
Как показали результаты всероссийского мониторинга доступности дополнительного образования, треть юных россиян из 85 регионов страны не посещают никаких кружков и секций. Активисты ОНФ выяснили, что дополнительные занятия полностью на бесплатной основе посещают всего 29% ребят и 18% – за свои занятия платят. Треть опрошенных родителей сообщили, что в их населенном пункте вообще нет бесплатных кружков и секций.
«Фронтовики» решили исправить ситуацию и в марте 2017 года создали проект «Равные возможности – детям», чтобы у каждого ребенка была возможность посещать кружок или секцию по выбору. Для этих целей на законодательном уровне планируется закрепить механизм персонифицированного финансирования в сфере дополнительного образования, упростить процедуры открытия новых кружков и упростить условия лицензирования этого вида деятельности. Планируется также развитие в рамках проекта программы волонтерства и мобильных образовательных программ.
Задачу увеличить к 2020 году количество детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными образовательными программами, до 70–75% поставил Президент России Владимир Пyтин в своих майских указах. При этом половина всех ребят должны обучаться за счет ассигнований из госбюджета.
Работа в этом направлении идет активными темпами и уже приносит свои плоды. По данным комитета по образованию и науке Волгоградской области, программы дополнительного образования доступны сегодня практически каждому школьнику региона. Они реализуются по шести направлениям: физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое, естественно-научное, социально-педагогическое и техническое.
В целом региональная система дополнительного образования включает 206 организаций, из них 97 находятся в сфере образования, поясняют специалисты ведомства. Всего в системе дополнительного образования работает 7681 кружок, где занимаются более 142 тыс. детей и подростков. Различные тематические и спортивные секции есть при каждой школе: в них занимаются более 113 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Больше информации
Львиная доля учреждений дополнительного образования (порядка 80%) проводят занятия на бесплатной основе. Чтобы ребенок в них занимался, достаточно прийти и записать его.
Однако не все родители знают, где такие объекты расположены и какой у них тематический профиль. По данным мониторинга ОНФ, 19% родителей юных россиян заявили об отсутствии у них доступной информации о локальных возможностях дополнительного образования.
Чтобы изменить ситуацию, в рамках проекта «Равные возможности – детям» активисты ОНФ начали работу над созданием всероссийского навигатора дополнительного образования. На одном ресурсе будет собрана вся необходимая информация о государственных и частных секциях, волонтерских центрах, клубах при вузах, а также занятиях на территории работодателей и кружках НКО.
– К сожалению, пока ни один из создаваемых региональных ведомственных навигаторов такой возможности не предусматривает, – отметила координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – Поэтому очень важно, чтобы на одном ресурсе можно было показать родителям все имеющиеся возможности.
«Фронтовики» уже начали работу над онлайн-картой, пилотная версия сайта планируется к запуску уже этой осенью.
Равные возможности
По словам члена группы «Социальная справедливость ОНФ» Волгоградского реготделения, мамы ребенка-инвалида Ксении Данильчук, дополнительное образование – весьма объемный термин, к которому можно отнести и творчество, и туризм, и спорт, и экологию. Главное, чтобы любой ребенок смог найти увлечение, которое ему будет интересно и доступно.
– Особое значение это имеет для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, – говорит Данильчук. – Для них это является в первую очередь социокультурной реабилитацией, а это по своей сути больше, чем просто образование.
В Волгограде в 67 муниципальных учреждениях дополнительного образования занимаются пока только 129 детей с инвалидностью. Возможности центров сдерживает нехватка профильных специалистов.
– Чтобы создать для этих ребят доступную среду, нужны педагоги, которые умеют работать с этой категорией детей, знают особенности их развития, – замечает Ксения Данильчук.
Волгоградские эксперты предлагают внедрить на территории области специальные сертификаты на дополнительное образование детей-инвалидов, чтобы привлечь необходимых специалистов и расширить возможности социализации для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Механизм господдержки этого проекта предстоит разработать, но этой идей уже заинтересовались в ОНФ.