Треть юных россиян из 85 регионов страны не посещают никаких кружков и секций, показали результаты всероссийского мониторинга доступности дополнительного образования. Его провели активисты ОНФ минувшей весной. Тогда общественники выяснили, что дополнительные занятия полностью на бесплатной основе посещают 29% ребят и 18% – за свои занятия платят. Вместе с тем 30% родителей сообщили, что в их населенном пункте нет бесплатных кружков и секций.
«Фронтовики» решили исправить ситуацию и в марте 2017 года создали проект «Равные возможности – детям», чтобы у каждого ребенка была возможность посещать кружок или секцию по выбору семьи. Для этих целей на законодательном уровне планируется закрепить механизм персонифицированного финансирования в сфере дополнительного образования, упростить процедуры открытия новых кружков и снизить лицензионные барьеры. Кроме того, планируется развитие масштабной программы образовательного волонтерства и мобильных образовательных программ.
Задачу по увеличению к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, до 70–75% ставил Прeзидент РФ Владимир Пyтин в «майских указах». При этом 50% из этих ребят должны обучаться за счет ассигнований из федерального бюджета.
Работа в этом направлении идет активными темпами и сегодня уже приносит свои плоды. По данным комитета по образованию и науке Волгоградской области, программы дополнительного образования доступны каждому школьнику региона. Они реализуются по шести направлениям: физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое, естественно-научное, социально-педагогическое и техническое.
– В целом региональная система дополнительного образования включает 206 организаций, из них 97 находятся в сфере образования, – поясняют специалисты ведомства. – Во всех учреждениях дополнительного образования работает 7681 кружок, где занимаются около 142101 детей и подростков. Также различные секции на сегодня есть при каждой школе: в них занимаются более 113 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Львиная доля этих кружков, а это 80%, работают бесплатно. Чтобы ребенок в них занимался, достаточно просто прийти и записать его. Однако для этого нужно знать, в какое именно учреждение следует обратиться. Ведь, по данным мониторинга ОНФ, 19% родители юных россиян заявили об отсутствии доступной информации о кружках дополнительного образования.
В рамках проекта «Равные возможности – детям» активисты ОНФ начали работу над созданием всероссийского навигатора дополнительного образования. На одном ресурсе будет собрана вся необходимая информация о государственных и частных секциях, волонтерских центрах, клубах при вузах, а также занятиях на территории работодателей и кружках НКО.
– К сожалению, пока ни один из создаваемых региональных ведомственных навигаторов такой возможности не предусматривает, – отметила координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – Поэтому очень важно, чтобы на одном ресурсе можно было показать родителям все имеющиеся возможности.
Эксперты ОНФ отметили, что уже начали работу над онлайн-картой. Пилотная версия сайта планируется к запуску уже этой осенью.
По словам члена группы «Социальная справедливость ОНФ» Волгоградского реготделения, мамы ребенка-инвалида Ксении Данильчук, дополнительное образование имеет весьма объемный термин, к которому можно отнести и творчество, и туризм, и спорт, и экологию. Главное – чтобы любой ребенок смог найти увлечение, которое ему будет интересно и доступно.
– Особое значение это имеет для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, – говорит Данильчук. – Для них это является в первую очередь социокультурной реабилитацией, что по своей сути больше чем просто образование.
В Волгограде функционирует 67 муниципальных учреждений дополнительного образования. Дополнительным образованием различной направленности охвачены 72% юных волгоградцев. Из них 129 детей – с инвалидностью.
– На удаленных территориях области дела обстоят не так хорошо, как в Волгограде, – замечает Ксения Данильчук. – Особенно острая ситуация наблюдается с детьми-инвалидами. Для этих ребят необходимо создать доступную среду, нужны педагоги, которые умеют работать с этой категорией, знают особенности их развития – сильные и слабые стороны.
Волгоградские эксперты предлагают внедрить на территории области сертификаты на дополнительное образование детей-инвалидов, чтобы обучаться в кружках и секциях могли все ребята, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.