Состоятельных кандидатов в депутаты для всех политических объединений не хватит

Чем ближе к выборам, тем все чаще и конкретнее говорят о деньгах и наполняемости избирательных фондов, без которых не обходится ни одна кампания. Депутатский мандат становится менее привлекательным для бизнеса. Эксперты считают, что недостаток денег на выборах будет компенсирован админресурсом.

Подсчитали – прослезились

На минувшей неделе ведущие политтехнологи назвали ориентировочные суммы затрат на выборную кампанию. Одним из первых свой расчет представил гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. По его мнению, минимальная цена кампании в одномандатном округе на выборах 2016 года составит $720–780 тыс. (порядка 50–55 млн рублей).

– Я исхожу из того, что эффект девальвации сохранится и усилится, а расходы в рублях на оплату труда политтехнологов, Интернет и спецпроекты, полиграфию, транспортные услуги и direct mail, другие направления работы не изменятся или вырастут незначительно, – комментирует свои расчеты Орлов.

При этом Орлов обуславливает цену кампании обязательными условиями – наличие у кандидата «некоторой известности» и отсутствие значимых репутационных проблем. При этом расходы до начала избирательной кампании (например расходы на праймериз) будут «организационными по характеру и незначительными по масштабам».

Президент Фонда изучения электоральной политики Андрей Миронов называет цифры, озвученные АПЭК, демпинговыми и считает, что малый бюджет на выборах – это гарантированный проигрыш.

– Уже давно существует усредненный вариант расчета кампании. Даже начинающий технолог обязан это знать, – комментирует Миронов. – Расчет прост: необходимое для победы число голосов, умноженное на 1000 рублей.

По подсчетам Миронова, при средней численности округа 500 тыс. избирателей для получения значка необходимо не менее 120 тыс. голосов. Несложный расчет показывает, что победителям избирательная кампания обойдется в сумму 120 млн рублей.

– И это без серьезной конкурентной борьбы, – подчеркивает Миронов. – Все остальное – от лукавого. Я считаю, не нужно обманывать народ, чтобы потом стыдно не было.

Уже высказался по бюджетам избирательных кампаний и один из распорядителей партийных бюджетов – секретарь генсовета «Единая Россия» Сергей Неверов. Влиятельный функционер партии власти предостерег коллег от увлечения магией политконсультантов и нацелил их на рутинную работу.

– Красивых проектов технологи нарисуют вам сколько угодно, часть спишут из многочисленных учебников, – увещевает коллег на своей страничке в одной из соцсетей Неверов. – Расценки затрат на избирательную кампанию, которые сейчас пытаются обозначить как необходимую составляющую, – это не что иное, как попытка навязать мнение, что без огромного количества консультантов и политтехнологов кампанию не провести. Но получить мандат народного избранника – это не означает потратить какое-то количество денег. Это значит получить поддержку населения.

По словам Неверова, политтехнологи, расписывая заказчикам сметы затрат, гарантии победы не дают.

– У каждого такого технолога, может быть, есть две-три успешные избирательные кампании, которые они постоянно рекламируют, умалчивая о многочисленных неудачах, – критикует технологов Неверов. – Да и сами они в большинстве своем ни разу никуда не избирались. И никакой ответственности нести не будут, а в случае неудачи оправдаются тем, что кандидат сам виноват – где-то сделал не совсем так, как ему говорили.

Ссылаясь на свой опыт, Неверов призывает партийцев выстраивать свои избирательные кампании, основываясь на личных контактах с населением.

– Обсуждайте с людьми проблемы, обращайтесь за поддержкой. Этого не сделает никто, кроме вас. В этом и есть залог успеха, – считает Неверов.

С лидером наверняка согласны большинство его однопартийцев, но при этом все понимают, что ярый скепсис Неверова – не партийная догма, а всего лишь личная рекомендация. В конечном счете, за результат на выборах отвечает политсовет регионального отделения партии и приоритет в выборе средств для достижения победы остается за ним.

Нет сомнения, что регионалы не решатся экспериментировать на выборах в Госдуму и сохранят структурную технологичность кампаний. Затраты на команды заезжих технологов, как и прежде, станут неотъемлемой частью сметы выборной кампании в регионах, хотя и будут более скромными. Шальных денег в стране уже нет, поэтому работникам пера и пиара придется умерить свои аппетиты и существенно скорректировать суммы своих гонораров.

И хочется, и колется

Велика вероятность, что на предстоящих выборах у всех политических объединений возникнут проблемы с привлечением ресурсных кандидатов. Желающих переступить порог Думы со значком депутата, как и прежде, хватает, но времена нынче уже не те. Крупный бизнес вынужден осторожничать и не столь активно стремится в большую политику, как это было пять лет назад. Прежде всего из-за законодательных ограничений: обязательности декларировать имущество и отказываться от зарубежных активов , а также риском оказаться в санкционных списках Евросоюз - ЕС или США.

К тому же при всем богатстве выбора (в выборах-2016 уже сейчас имеют право участвовать 14 партий) надежных путей попадания в практически не осталось. Единственным партобъединением, которое может хоть как-то гарантировать получение мандата, сегодня является «Единая Россия». Но там на самом высоком уровне все громче звучат призывы «откреститься от «партии кэша» и вывести из партийных списков бизнесменов, фактически покупающих депутатский мандат в обмен на возможность использовать статус депутата в интересах своего бизнеса. Предприниматели, привыкшие к понятной для них коммерциализации взаимоотношений с партиями, сегодня как-то не особо горят желанием финансировать выборные кампании на условиях, когда не смогут лоббировать интересы своего бизнеса в Госдуме. Да и денег на политические инвестиции у многих просто нет.

Эксперты уже озвучили свои рекомендации по выбору проходных кандидатов на предстоящих выборах для всех парламентских партий. К примеру, потенциальные кандидаты-единороссы должны максимально соответствовать запросам целевой аудитории: бюджетников, пенсионеров, женщин среднего возраста, военных, молодежи и «новых бедных» – то есть пострадавшего от кризиса среднего класса. Серьезный бизнес в эту схему никак не вписывается. Предлагать избирателям голосовать за богатых и говорить о социальной ориентированности своей предвыборной программы в нынешних непростых экономических условиях партии власти как минимум неэтично.

Безусловно, такой мощный «барьерный риф» создает региональным отделениям массу проблем с формированием избирательных фондов. В 2011 году все было проще, выборы были выстроены по понятному для всех принципу: вошедшие в партийный список предприниматели финансировали избирательный фонд партии пропорционально своему месту в списке. Участники той кампании – крупные бизнесмены Олег Савченко, Ильяз Муслимов, другие небедные волгоградские единороссы Ирина Гусева, Татьяна Цыбизова, Алексей Линецкий – скидывались в общую кассу, но основные средства на избирательную кампанию, которую с размахом вел тогдашний вице-премьер российского Правительство РФ Виктор Зубков, как говорят, выделяли структуры «Газпром». Зубков шел «паровозом» регионального партийного списка «Единой России» и в полной мере использовал ресурсы газового концерна, где он возглавляет Совет директоров. Одна программа газификации региона была заявлена на 21 млрд руб.

В предстоящей кампании для партии власти оптимальным вариантом будет, если крупный бизнес не пойдет в Думу сам, а профинансирует кампании своих полпредов из числа общественников. Но такой идеальный сценарий крайне сложно реализовать, так как амбиции бизнесменов зачастую заслоняют собой здравый смысл, поэтому такой вариант подходит только в отношении крупных госкорпораций и финансово-промышленных групп.

Для оппозиционных партий вопрос формирования бюджетов стоит еще острее. Президент говорит о том, что бизнес должен уйти из власти, и это становится маркером для всех заинтересованных сторон. Предпринимая попытки пройти в Госдуму через оппозиционную парадную, предпринимателю легко прослыть «национал-предателем» со всеми вытекающими последствиями для его бизнеса. Платить 50 млн за госдумовский статус, а потом мужественно «защищать» его от силовиков – экстрим еще тот. Николай Паршин, Олег Михеев наверняка подтвердят.

Между тем все понимают, что выборы неизбежны и нехватку денег придется чем-то компенсировать. В условиях недофинансированности на первый план, безусловно, выходят административный ресурс и эффективные, но недорогие мобилизационные схемы. В этом смысле судьбоносность стартующих в феврале праймериз «Единой России» сложно переоценить. По факту это не только ярмарка вакансий перспективных кандидатов (причем для всех партий), но и пусконаладочные работы непобедимой выборной «машины». Все уже поняли, что главные выборы в регионе пройдут 22 мая. Те, кто сумеет победить в предварительном голосовании единороссов, могут смело присматривать себе подходящее жилье в Москва недалеко от Охотного ряда.

 

Деньги посчитаны

Единороссы определились с финансовой поддержкой реготделений

Президиум генсовета Единой России на специальном заседании утвердил смету расходов на 2016 год. Общая сумма партийной кассы не афишируется, но известно, что финансирование на следующий год остается на уровне 2015 года.

На заседании также определились, как потратить 3,5 млрд рублей, которые поступят из федерального бюджета в партийную казну согласно выборному законодательству (из расчета 110 рублей за голос избирателя, отданный за партию в 2011 году на выборах в Госдуму). Более половины этих денег – 1,9 млрд – будет направлено на содержание региональных отделений. Причем эта сумма будет распределена дифференцированно с учетом балансовых показателей местных партийных ячеек.

В партии не скрывают, что у них есть дотационные реготделения, которые приходится финансово поддерживать, чтобы они могли нормально функционировать (например,Ненецкий административный округ). А есть регионы-доноры, такие как Москва или Татарстан, которые, наоборот, делятся своими средствами с другими регионами.

Остальные 1,6 млрд рублей единороссы планируют направить на содержание центрального аппарата, а также проведение съездов, конференций и работу университета партии.

Кроме того, стало известно, что секретарь генсовета партии Сергей Неверов пообещал централизованно профинансировать проведение предварительного партийного голосования во всех регионах. Реготделениям не придется изыскивать дополнительные средства на аренду помещений, где будет проходить процедура предварительного голосования, а также оплату труда персонала, который будет привлекаться для проведения праймериз.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 23 декабря 2015

Заголовок в газете: Партии гибнут за металл

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру